Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции Диссертация по филологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Филология / Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции

Готовые ???????????

Диссертация  Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции

Предмет:Филология.
Кол-во страниц:143.
Цена:1 700 руб. Купить диссертацию »

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Русская утопия как литературоведческая проблема 11
1.1. Русская литературная утопия в историко-функциональном освещении 11
1.2. Типология жанра литературной утопии 30
Глава 2. Становление русской утопической традиции 52
2.1. Национально-культурные предпосылки формирования русской народной утопии. 52
2.2. Утопии XVIII века в контексте художественной традиции 70
2.3. Особенности развития утопии в русской литературе XIX века. Преемственность и обновление. 91
Глава 3. Русская литературная утопия 1900-х годов 119
3.1 Соотношение философско-религиозного и художественного начал в утопиях русских философов 1900-х годов 120
3.2. Утопическая историософия В. Брюсова («Утопии навыворот») 136
3.2.1. Рассказ «Республика Южного Креста»: амбивалентная природа авторской аксиологии 143
3.2.2. Драма «Земля»: утопические и оккультно-эзотерические мотивы 150
Глава 4. Русская литературная утопия 1910-х годов. Поэтика трансформаций. 162
4.1. «Социалистическая» утопия А. Богданова «Красная звезда». Проблема современного прочтения 162
4.2. Неизвестный Н.Олигер и его утопический роман «Праздник Весны»: традиции и новаторство 181
Заключение 199
Список литературы 209


Введение
История изучения отечественной утопии складывается в основном в ХХ веке. Эволюция и структурно-функциональные особенности этого феномена рассматриваются в рамках философских, идеологических, социологических, политологических концепций. В отечественной науке последних лет проблемы утопии активно обсуждаются и в культурологическом контексте. Постоянное внимание к утопическому творчеству свидетельствует о том, что оно является неотъемлемой частью человеческой деятельности и реализуется во всех ее сферах: в науке, политике, культуре, искусстве. Обращение представителей различных общественных и гуманитарных наук к исследованию специфики утопии и ее различных проявлений привело к зарождению и развитию особого направления в ХХ веке – утопиологии, которая достаточно глубоко и всесторонне решает проблемы, связанные со сложным феноменом утопического.
В центре исследовательского внимания оказываются в основном западноевропейские утопии самых разных эпох: от античности до современности. Обращение к утопии является одним из важнейших показателей реального состояния общества и, следовательно, одним из способов критического отношения к действительности. Утопия воспринимается как средство активного формирования ценностных ориентиров для проекции идеального будущего или восстановления картины совершенного прошлого. Благодаря важнейшим сквозным понятиям утопии (идеальное государство, идеальный социум, идеальное общество), определяющим ее основное смысловое пространство, осуществляется связь времен и преемственность идей, которые находят выражение не только в рациональном, но и в образном проектировании.
Обладая, казалось бы, единым сущностным основанием, утопия тем не менее оказывается сложной конструкцией, с помощью которой выражаются фундаментальные представления человечества об идеальной модели мироздания. Они находят свое выражение в самых различных формах (мифы, легенды, тексты литературного, социально-теоретического, философского характера, умозрительные трактаты, проекты, требующие воплощения, и др.). Многообразие видов утопии побуждает исследователей к их интенсивному изучению. В современной отечественной науке утопия активно исследуется как в рамках отдельных направлений, так и с учетом междисциплинарного подхода к постижению ее фундаментальных характеристик.
Достигнутые успехи при изучении различных аспектов утопии сложно переоценить. Очевидно и то, что на протяжении большей части ХХ века статус отечественной литературной утопии оставался неопределенным. Оказавшись на периферии историко-литературного процесса, русская литературная утопия, в своем классическом варианте и во всем многообразии жанровых форм, трактовалась в основном с позиции философских, идеологических, политических взглядов на создание идеального общества.
Во многом подобная интерпретация утопии была обусловлена предельной идеологизацией культурного и литературного пространства революционной и постреволюционной эпохи, а также требованиями литературы социалистического реализма. Представление о советском обществе как практически реализованной утопии на долгие десятилетия определило в отечественной науке весьма отрицательное отношение к данному жанру как на уровне бытового, так и теоретического сознания.
Русское литературоведение не сразу вырвалось из плена официальной советской идеологии, поэтому в отечественных исследованиях обойдены вниманием многие актуальные темы и проблемы, осваиваемые и решаемые писателями. Вне поля зрения оставалась литературная утопия как самостоятельное жанровое явление, подвергающееся трансформации в ходе своего исторического и литературного развития. Поэтому важно проследить, как менялись представления художников о возможности построения счастья на земле, достижения идеала равенства, справедливости, свободы и благосостояния, как они проявлялись на уровне поэтического и жанрового сознания.
Интенсивное изучение русской литературной утопии началось в последние годы. Количество работ, в которых активно разрабатываются самые различные вопросы, раскрывающие природу литературной утопии, заметно возросло в 1990-2000-е годы. Исследование специфики отечественной утопии, уточнение ее жанровой и идейной сущности проясняет многие ключевые моменты, касающиеся развития русской литературы в целом. На сегодняшний день литературоведческие исследования вполне обоснованно составляют одно из важнейших направлений в современной утопиологии.
Однако, несмотря на обилие научных публикаций, посвященных исследованию литературоведческих проблем, до сих пор нет однозначности как в понимании самого явления, так и в определении типологических, жанровых, поэтических, национальных особенностей утопии. Структура жанра обнаруживает свою внутреннюю сложность, разноплановость и амбивалентность даже в своих классических образцах. Противоречивая природа утопии предполагает расширение традиционных границ исследования утопического творчества.
Достигнутые результаты, а также ряд существенных вопросов, актуальных для современного отечественного литературоведения, диктуют необходимость дальнейшего изучения различных аспектов литературной утопии: с одной стороны, настало время обобщить накопленный опыт анализа литературной утопии, а с другой стороны, появилась возможность расширить границы исследуемого материала и дать новую интерпретацию утопического жанра в русской литературе.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний об отечественной утопии с учетом разноречивого характера исследовательских толкований; во-вторых, потребностью осмысления на рубеже веков новых аспектов изучения русской литературной утопии; в-третьих, возросшим интересом к утопии как к специфическому литературному феномену, развивающемуся вне жестких жанровых схем; в-четвертых, возможностью определения типологических характеристик литературной утопии в историко-культурном и философском контекстах; в-пятых, значимостью исследования жанровых процессов трансформации русской утопии, начиная с народных форм ее выражения и заканчивая новыми вариациями в русской литературе первых десятилетий ХХ века.
Объектом исследования являются произведения русской литературы, написанные в жанре утопии.
Предметом исследования выступают поэтика и жанровые модификации русских утопий первого десятилетия ХХ столетия, рассмотренные в контексте отечественной классической традиции.
Вместе с тем в целях компаративистского анализа возникает необходимость расширения ретроспективного исторического контекста за счет обращения к устному народному творчеству и русской литературе XVIII-XIX веков.
Материалом исследования являются произведения, созданные до 1917 года, ознаменовавшего рубеж эпох, когда русская литературная утопия достигла самого высокого уровня развития. Это «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» В.С. Соловьева, «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, «Земля», «Республика Южного Креста» В.Я. Брюсова, «Красная звезда» А.А. Богданова, «Праздник Весны» Н.Ф. Олигера. При этом особое внимание уделено народной утопи и классическим вариантам отечественной литературной утопии XVIII-XIX вв. Это «Легенда о Китеже», «Сказание о роскошном житии и веселии», «Слово на похвалу блаженныя памяти Петра» Ф. Прокоповича, «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года» М.В. Ломоносова, «Сон ”Счастливое общество”» А.П. Сумарокова, «Путешествие в землю Офирскую г-на С… швецкаго дворянина» М.М. Щербатова, «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» М.М. Хераскова, «Сон» А.Д. Улыбышева, «Европейские письма», «Земля Безглавцев» В.К. Кюхельбекера, «Город без имени», «4338 год. Петербургские письма», В.Ф. Одоевского, «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского, «История одного города» М.Е. С.-Щедрина.
Мы не обращаемся к многочисленным утопическим проектам 1920-90-х годов, которые, на наш взгляд, должны стать предметом отдельного исследования. Для объективных выводов в работе рассматриваются не только вершинные произведения первых десятилетий ХХ века, но и утопии второго ряда, в которых жанровый канон окончательно сформировался. Ориентируясь на «высокие» образцы, они сохраняют традицию, что позволяет провести ее системный анализ и определить особенности модификаций литературной утопии.
Несмотря на то что художественная ценность избранных утопических текстов неодинакова, основное внимание в диссертационной работе уделяется произведениям, позволяющим наиболее четко представить картину развития русской литературной утопии и выделить в ней значимые особенности жанровой поэтики.
Целью диссертационной работы является определение специфики жанра, поэтики, трансформации русской литературной утопии первых десятилет

Авторская работа.
Работа является диссертацией.

 

Если вы хотите купить диссертацию Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов: проблемы жанровой трансформации в контексте традиции
или задать вопрос по работе, пишите через форму обратной связи.

Хотите предложить свою цену ? Торг уместен.



Обратная связь

Купить диссертацию »
Ваши координаты:
Имя: *
Телефон: *
Введите ваш телефон, чтобы мы смогли связаться с вами.
Эл. почта: *
Этот адрес используется только для контактов с вами.
Сообщение:
* — поля обязательные для заполнения.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация