Дидактические основы формирования позновательной активности дошкольников. Курсовая работа по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Курсовая работа / Педагогика / Дидактические основы формирования позновательной активности дошкольников.

Готовые ???????? ??????

Курсовая работа  Дидактические основы формирования позновательной активности дошкольников.

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:52.
Цена:500 руб.

Содержание:

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения познавательного процесса 5
1.1. Особенности изучения познавательных процессов в психологии 5
1.2. Специфика развития познавательных процессов у дошкольников 15
Глава II. Развитие познавательной активности дошкольного учреждения 25
2.1. Построение комплекса занятий, направленных на развитие познавательной деятельности 25
2.2. Примеры практических занятий со старшими дошкольниками 29
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 52

Введение
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие лично¬сти и ее активности. С.Л. Ру¬бинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс, формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос¬питания.
Активность познавательной деятельности дошкольника зависит от его мотивации. Данный процесс устойчив, если имеются способы по¬знания. Активизация познавательной деятельности дошкольника должна быть связана с формированием у него мыслительных и творческих средств познания. Для организа¬ции педагогического процесса по формирова¬нию у детей способов познания мира необходи¬мо было проанализировать, отобрать и адапти¬ровать эффективные методы и приемы работы с дошкольниками. Поэтому предложенная тема курсовой работы: «Дидактические основы формирования познавательной активности дошкольников» является актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотрение дидактических основ формирования познавательной активности дошкольников.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предметом работы: особенности развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что методически правильные составленные занятия позволяют улучшить познавательную активность старших дошкольников.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы изучения познавательного процесса в психолого-педагогических дисциплинах;
– выявить специфику развития познавательного процесса у детей дошкольного возраста;
– рассмотреть особенности развития познавательной активности в дошкольном учреждении;
– разработать комплекс занятий, направленных на развитие познавательной деятельности детей.
Методологической базой исследования являются фундаментальные исследования по психологии следующих авторов: Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, А.В. Запорожеца, В.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, а также методические разработки педагогов: Т.В. Кирсановой, С.П. Кузьминой, Е.Л. Савостиковой, Е.Е. Клопотовой, Г. Глушкова и многих других.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, периодические издания по организации и оптимизации развивающей среды в ДОУи др.).
Теоретическая и практическая значимость работы. В теоретической части курсовой работы переработана информация об исследовании познавательных процессов в психологии, а также рассмотрены особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Материалы курсовой работы могут быть использованы при составлении методических рекомендаций и программ для дошкольных учреждений, а также на лекционных и практических занятиях по дошкольной педагогике, теории и воспитания детей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава I. Теоретические основы изучения познавательного процесса
1.1. Особенности изучения познавательных процессов в психологии

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.
Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Познавательная активность (лат. аctīvus–деятельный) – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом. Познавательная активность проявляется также в уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности.
Важнейшим фактором, обусловливающим познавательную активность в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими людьми. В первом полугодии жизни главным объектом познавательной активности становятся ухаживающие за ребенком взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности, развивающейся в сотрудничестве с ними, формируется познавательная активность, направленная на изучение предметного мира (ранний возраст).
В дошкольном возрасте познавательная активность распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения людей, которые ребенок познает в игре, продуктивной деятельности, в ходе внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы познавательная активность развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По мере развития познавательная активность становится все более произвольной, надситуативной, устойчивой в отношении принятой цели.
В вопросе о закономерностях интеллектуального и когнитивного развития ребенка отечественная психология выдвигает ряд теоретических положений. Во-первых, положение Л.С. Выготского о наличии у человека натуральных и культурных форм поведения. Во-вторых, закон Л.С. Выготского о формировании высших психических функций и высших (культурных) форм поведения. В-третьих, принцип единства деятельности и сознания.
Психические функции, отличающиеся произвольностью, осознанностью и опосредованностью, Л.С. Выготский назвал высшими. Они составляют культурный план деятельности человека, ребенка в частности. Натуральные функции, данные ребенку природой, при жизни в обществе преобразуются в функции культурные.
Л.С. Выготский сформулировал закон формирования высших психических функций. Согласно этому закону, каждая высшая психическая функция (культурная форма поведения, высшая форма поведения) рождается на свет дважды: сначала как функция интерпсихическая, в ситуации общения и совместной деятельности ребенка со взрослым, а затем как функция интрапсихическая, как внутреннее достояние самого ребенка.
Это значит, что всякая психическая функция зарождается, формируется и преобразуется сначала в процессе общения и взаимодействия со взрослым, а затем лишь становится внутренне управляемой самим ребенком. Важно при этом иметь в виду, что произвольность не формируется сама по себе, ее необходимо воспитывать.
Развитие познавательных функций является традиционным и наиболее разработанным направлением работы психолога в детских учреждениях. Этот факт объясняется тем, что на протяжении дошкольного возраста происходят коренные изменения в восприятии, памяти, мышлении. Из непроизвольных они превращаются в осознанные, произвольные и опосредованные (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко).

Курсовая работа  Дидактические основы формирования позновательной активности дошкольников.


500 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация