Диплом Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Диплом Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Предмет:Психология.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Ознакомительная версия предназначена для того, чтобы Вы поняли:
- что работа реально существует
- что она Вам подходит
- что можно проверить на плагиат фрагменты - % общей работы всегда примерно такой же

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Социально-психологические предпосылки подростковых девиаций ……………………………………………………………………7
1.1. Истоки и причины отклоняющегося поведения ……………….7
1.2. Факторы девиантного поведения современных подростков ...21
1.3. Социальный контроль и профилактика девиантного поведения подростков……………………………………………………………...33
Выводы по теоретической части………………………………………42
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов девиантного поведения подростков……………………….45
2.1 Программа исследования…………………………………………..45
2.2. Описание результатов исследования……………………………..49
2.2.1. Исследование истоков и причин отклоняющегося поведения.49
2.2.2. Исследование факторов девиантного поведения современных подростков ……………………………………………………………54
2.2.3. Исследование особенностей взаимосвязи личностных характеристик и факторов девиантного поведения подростков ……65
2.2.4. Исследование особенностей профилактики девиантного поведения подростков………………………………………………….69
Выводы по эмпирической части………………………………………76
Заключение……………………………………………………………………78
Список литературы……………………………………………………………81
Приложения…………………………………………………………………...84


Введение
Актуальность исследования вытекает из существенного возрастания интереса к девиантному поведению подростков, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Трансформация российского общества предопределила формирование в нашей стране различных видов девиант-ного поведения. Девиантное поведение рассматривается как совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения.
В настоящее время в российском обществе существуют новые детерминанты, негативно влияющие на развитие. Рыночные отношения породили комплекс проблем, ранее не известных российскому обществу. Политические решения не были социально просчитаны, и их реализация, прежде всего в области экономической политики, отразилась на материальном положении значительной части российских семей — пошел процесс быстрого социального расслоения. Результат - демографический кризис в стране, рост бедности, количества кризисных семей, семей, имеющих проблему алкоголизма, проявления насилия, асоциального образа жизни, конфликтов в межличностных отношениях, подростковой безнадзорности, преступности и других крайне тревожных социальных явлений. Актуальность исследования девиантного поведения подростков обусловлена тем, что изменения, произошедшие в российском обществе, и особенности социального взаимодействия подростков требуют нового комплексного изучения данной проблемы.
Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли Ш.А. Амонашвили, А.А. Александрова, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко и другие ученые.
В работах Долговой А. И., Раттера М., Юстицкого В. В., Антоняна Ю. М., Антонова А. И., Забрянского Г. И., Зиядовой Д. 3., Игнатенко В. И., Беляевой А. И., Максудова Р., Флямера М, Папковой Т. П. и т.д. анализируется правонарушающее поведение подростков.
Исследованию наркомании среди подростков, посвящены работы Эрлеймейера Ф. А., Голубова И. И., Макшанцевой Н. В., Быкова С. А., Быковой Л. Г., Миронова Р. Г., Делийского Б. П., Никитина Ю. А., Романовича Н. А., Иванец Н. Н., Поздняковой М. Е., Сорокиной Т. Т., Гуськова В. С, Звартау Э., Афанасьева В. С, Клишина М. И. и др.
Исследование вопросов социального контроля имеет место в работах Сорокина П., Когана В. Н., Кистяковского А. О., Гилинского Я. И., Гурова Ю. С, Прокольева Ю. Б., Пилиевой Д. И., Каневского Л. Л., Лунева В. В., Алексеева А. И., и др., и в работах зарубежных авторов: Стэнли Ч., Хеймером К., Метсуида Р. Л.
Однако, проблема заключается в том, что в этих исследованиях не содержится глубокого и многостороннего анализа социально-психологических факторов девиантного поведения подростков.
Поэтому цель нашего исследования - выявить социальные особенности девиантного поведения подростков и предложить эффективные технологии работы с девиантными подростками.
Задачи исследования:
- проанализировать научные подходы к исследованию социально-психологических факторов девиантного поведения подростков;
- рассмотреть истоки и причины отклоняющегося поведения;
- проанализировать основные факторы девиантного поведения подростков на современном этапе;
- создать программу эмпирического исследования по теме «Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков»;
- исследовать социально-психологические факторы девиантного поведения подростков;
- проанализировать основы социального контроля девиантного поведения;
- рассмотреть механизм предупреждения и профилактики подростковой преступности на современном этапе;
- предложить авторскую программу профилактики девиантного поведения подростков.
Объектом исследования выступает социальная группа подростков.
Предметом исследования являются особенности социально-психологических факторов девиантного поведения подростков, основные проблемы профилактики девиантного поведения.
Гипотеза исследования: интенсивный рост социальных отклонений в целом и девиантного поведения в частности обусловлен дезадаптирующими социально-психологическими факторами.
Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования в том, что:
- выдвинуто и обосновано положение о влиянии социально-психологических факторов на девиантное поведение подростков:
- выявлены социальные особенности девиантного поведения подростков на современном этапе;
- показана зависимость между девиантным поведением подростков и негативным влиянием средств массовых коммуникаций (СМК);
- рассмотрена региональная специфика различных девиантных форм;
- разработан механизм предупреждения и профилактики подростковой преступности на современном этапе;
- представлена авторская программа профилактики девиантного поведения подростков.
Сформулированные рекомендации могут быть использованы в практической работе правоохранительных органов, органов социальной защиты, органов местного самоуправления и других субъектов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Результаты работы имеют определенное значение для профилактики девиантного поведения подростков, укрепления системы профилактической работы в г. Кашин.
Методы.
1. Методы сбора данных.
Методики исследования:
1. Шкала социально-психологической адаптированности (К. Роджерс, Д.Даймонд, адаптирована Т.В. Снегиревой). (Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб., 2007).
2. Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций». (Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб., 2007).
3. Самооценка психических состояний (Айзенк)
4. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г. В. Резапкиной).
5. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман).
2. Методы обработки:
1. математические (для обработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»).
2. качественные (интерпретация).

ГЛАВА 1. Социально-психологические предпосылки подростковых девиаций
1.1. Истоки и причины отклоняющегося поведения

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [6, С. 6].
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.
Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают ее социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного явления.
Обзор различных теорий дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нем.
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение [15]. Детермини

Диплом Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация