Реферат Психология и религия по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Реферат Психология и религия

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Психология и религия

Предмет:Психология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

1. Психологические аспекты религии
2. Религиозные представления в жизни человека
Литература


Взаимоотношение психологии и религии является, пожалуй, одним из самых парадоксальных в системе человеческого знания. Возникнув в конце XIX столетия как самостоятельная наука, психология к этому времени имела уже глубокие корни, заложенные как в философских исследованиях, так и в собственно религиозных учениях.
Слово “психология” впервые появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа. Оно образовано из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую молодую женщину Психею. Их любовь произвела глубокое впечатление на богинь и богов, и они помогли Пси-хее выполнить все требования, предъявленные ей Афродитой. В свою очередь Эрот убедил Зевса превратить Психею в богиню. Для греков этот миф являлся классическим проявлением истинной любви, высшей реализации человеческой души, а Психея стала символом души. В русском языке слово “душа” непо-средственно связано с такими словами как “дыхание”, “дух”, “дышать”, симво-лизируя тем самым нематериальную субстанцию живых организмов, имеющую в своей основе религиозную идею о наличии души и тела.
Но хотя слово “психология” означает “учение о душе” или “наука о душе”, душа практически не является предметом научного исследования (правда, в по-следнее время это понятие используется все чаще). Как справедливо писал Э.Фромм в своей работе “Психоанализ и религия”, академическая психология, стремившаяся подражать естественным наукам с их методами измерения и взвешивания, занималась чем угодно, но только не душой. Она стала изучать механизмы поведения, образование реакций, инстинкты, но только не такие специфические человеческие , феномены, как любовь, разум, совесть, ценност-ные ориентации 1.
Предметом исследования психологов становятся либо поведение (в бихе-виоризме), либо бессознательное (в психоанализе), либо механизмы познава-тельной деятельности (в когнитивной психологии, гештальпсихологии), либо личность в целом и ее стремление к самоактуализации (в гуманистической пси-хологии) и т.п. В то же время, как отмечает В.Слободчиков, на границах “ду-ши” и “тела” психология продемонстрировала вполне очевидные успехи; здесь были получены не просто новые факты, но и сложились целые отрасли челове-кознания: психосоматика, нейропсихология, психогенетика и др. 2.
В отечественной науке психология понимается как наука о психике. Пси-хика, в свою очередь, определяется как “свойство высокоорганизованной мате-рии, а именно свойство развитого мозга воссоздавать внутренний образ дей-ствительности, которая воспринимается как нечто отдельное от субъекта” 3.
Несмотря на неоднозначность понимания предмета психологии, многие выдающиеся психологи в своих работах, так или иначе, касались вопросов ре-лигии. Прежде всего, это относится к фрейдизму и последователям психоанали-за.
З.Фрейд впервые коснулся проблемы религии в работе “О психологиче-ских механизмах истерии”(1893) в связи с анализом истерического делирия святых и монахов, а его последнее религиоведческое произведение “Моисей и единобожие” увидело свет в 1939 г., незадолго до смерти автора. Но отношение основателя психоанализа к религии было неоднозначным. М.А.Попова, харак-теризуя религиоведческое наследие З.Фрейда, отмечает, что, написав о религии сотни страниц, З.Фрейд так и не дал ей сколько-нибудь однозначного опреде-ления 4. В зависимости от круга решаемых проблем и целей исследования, он называл религию то “проецированной во внешний мир психологией”, то “все-общим неврозом навязчивых состояний”, то “сублимированным продуктом сексуальных влечений”, то “пережитком психического инфантилизма”, то “коллективной иллюзией” и т.д. Но при всем этом калейдоскопе характеристик религия в работах Фрейда неизменно выступает как психологическое явление, рассматриваемое под углом зрения механизмов невротизма.
Называя себя атеистом, З.Фрейд пытается показать психологические корни религии. В своей работе “Леонардо да Винчи. Воспоминания детства” он пи-шет, что личный Бог психологически - не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как только рушится для них авторитет отца. В то же время, клеймя религию, З.Фрейд одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Реферат Психология и религия

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация