диплом Психологические особенности взаимосвязи тревожности и отношения к себе в младшем школьном возрасте по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / диплом Психологические особенности взаимосвязи тревожности и отношения к себе в младшем школьном возрасте

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

диплом Психологические особенности взаимосвязи тревожности и отношения к себе в младшем школьном возрасте

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:85.
Цена:1000 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие отношения к себе и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте 7
1.2. Понятие тревожности и ее проявления у младших школьников 22
1.3. Соотношение тревожности и отношения к себе в детском возрасте 35
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
2.3. Выводы по результатам исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи от-ношения к себе и тревожности у младших школьников обусловлено той ро-лью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности ребенка. Самооценка, представляющая собой сложное системное образова-ние, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компо-нентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдель-ных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осозна-ния себя как некоего устойчивого объекта. Формируя у индивида потреб-ность соответствовать не только уровню оценок окружающих, но и уровню собственных личностных оценок, самооценка позволяет сохранить устойчи-вость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возмож-ность оставаться самим собой, т.е. является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями лич-ности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной само-регуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Проблеме отношения к себе посвящено большое число работ отечест-венных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Дж. Брунер, Э.А. Голубева, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.). Исследованию зако-номерностей формирования отношения к себе в детском возрасте посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Ю.К. Бабанского, О.А. Белобрыки-ной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липки-ной, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Ума-нец и др. Особенности отношения к себе при отклоняющемся развитии рас-сматривали Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова и др. В этих и других работах было показано, что истоки умения оценивать себя за-кладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происхо-дит в течение всей жизни человека. Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его отношения к себе признан младший школьный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологи-ческих механизмов регуляции деятельности и поведения.
Регулятором психического развития являются эмоции, которые господ-ствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у ребенка влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действи-тельности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских от-ношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмо-циональную сферу ребенка и его самооценку. Как свидетельствуют недавние исследования, наиболее распространенным явлением в исследуемом возрасте является повышенная тревожность, которая понимается как переживание диффузного опасения и как склонность индивида реагировать подобным об-разом в различных ситуациях. Проблема тревожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, био-логии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены рабо-ты З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, Р. Мэя, В. Франкла и др. Про-блемы детской тревожности исследовали А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева, Дж. Боулби и др. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что проблема детской тре-вожности актуальна в настоящее время ввиду того неблагоприятного влия-ния, которое чрезмерная тревожность способна на все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью младшего школьного возраста для становления эмоциональной сферы и отношения к себе ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных рас-стройств у детей данной возрастной группы.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально про-верить соотношения показателей тревожности и отношения к себе младших школьников.
Объект исследования – особенности тревожности и отношения к себе младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и отношения к се-бе младших школьников.
Гипотеза исследования: между уровнем тревожности ребенка млад-шего школьного возраста и уровнем его отношения к себе существует отри-цательная взаимосвязь.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме соотношения показателей тревожности и отношения к себе младших школьников.
2. Исследовать показатели тревожности и отношения к себе в группе младших школьников.
3. Провести анализ соотношения показателей тревожности и отноше-ния к себе методами математической статистики.
4. На основе статистически значимых результатов исследования сфор-мулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педаго-гов.
Методологическую основу работы составили принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, представления отечественных психологов об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности (Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.), о зависимости деятельности от образа мира (Леонтьев, 1986), а процессов саморегуляции – от образа Я, самосознания, представление о сис-темной организации различных уровней регуляции деятельности.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по пробле-ме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психометрия (тестиро-вание с помощью проективных тестов), методы математико-статистического анализа данных.
Экспериментальными методиками являются:
1) Проективная методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка», направленная на диагностику уровня отношения к себе.
2) Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, направлен-ная на диагностику особенностей эмоционально-личностной сферы.
3) Проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, направлен-ная на диагностику уровня тревожности в различных сферах.
4) Проективная методика «Я, Добро и Зло», направленная на диагно-стику уровня отношения к себе и уровня тревожности.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему соотношения отношения к себе и тревожности в младшем школьном возрасте и в то же время позволяет получить целостное и непротиворечивое представления о структуре личности и ее развитии в онто-генезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма форми-рования патопсихологических личностных характеристик, что открывает до-полнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции уровней отношения к се-бе и тревожности младших школьников.

диплом Психологические особенности взаимосвязи тревожности и отношения к себе в младшем школьном возрасте

Цена: 1000 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация