Курсовая Воображение у дошкольников по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Воображение у дошкольников

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Воображение у дошкольников

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:40.
Цена:300 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки
1.1 Воображение как высший психический процесс
1.2 Развитие воображения в дошкольном возрасте
1.3 Сказка как средство развития воображения дошкольника
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Первичная диагностика (констатирующий эксперимент)
2.3 Составление плана-прогноза и описание формирующего эксперимента по развитию воображения
2.4 Оценка эффективности коррекционной работы
Заключение
Литература

Введение

Многие авторы отмечают важную роль воображения в умственном разви-тии ребенка. Оно является основой наглядно-образного мышления. По мнению Л.С. Выготского, воображение является основой психического развития, про-является во всех сторонах жизни ребенка. Развитое воображение – это один из показателей готовности ребенка к школе.
У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и пред-ставляет их образы как реально существующие явления. Его воображение не-критически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мыш-ления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь. Старший дошкольник характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказоч-ные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципи-ально новый образ).
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку сказочный мир, наполненный тайнами и волшебством, все-гда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, ак-тивно действует в нем, творчески преобразует его, но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Существует множество приемов рабо-ты со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей.
Цель исследования: разработка и реализация программы по развитию во-ображения средствами сказки у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: воображение как психический процесс.
Предмет исследования: сказка как средство развития воображения у де-тей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование сказки является эффективным средством развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать описанные в психолого-педагогической литературе методы и средства развития детского воображение, в том числе метод сказки.
3. Рассмотреть особенности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать программу развития воображения средствами сказки и ап-робировать ее в экспериментальной деятельности в группе детей среднего до-школьного возраста.
5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты, сфор-мулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: культур-но-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новооб-разований Е.Е. Кравцовой, концепция развития воображения в детском возрас-те О.А. Дьяченко.
Методы опытно-экспериментальной работы определяются его предметом, целью и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик:
 Методика «Дорисовывание фигур» (Е.П. Торренс).
 Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
 Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.В. Боровик).
Испытуемые: в исследовании приняли участие 24 ребенка среднего до-школьного возраста 4-5 лет – воспитанники средней группы детского сада №457 «Полянка» г. Челябинска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ли-тературы и приложения.
Практическая значимость: Разработанная программа может быть исполь-зована для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.


Глава 1 Теоретические аспекты формирования воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки

1.1 Воображение как высший психический процесс

Одной из специфических особенностей человека, отличающей его от жи-вотных, является способность действовать соответственно воображаемой си-туации, которая нередко отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент. Такая особенность, дающая человеку возможность сознательно пре-одолевать «ситуационную ограниченность», называется воображением.
Воображение является одним из самых малоизученных психологических явлений. Природа и жизненное значение воображения до сих пор до конца не изучены, несмотря на многочисленные попытки исследователей.
Древние философы считали воображение проявлением таинственных сил природы, теологи усматривают в нем божественное начало. По И. Канту и М. Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа по-знания и осознания мира [20]. Философский словарь определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действитель-ности впечатлений» [31]. Психологи-гуманисты рассматривают воображение как проявление первоначальной сущности человека, психоаналитики – как ре-зультат сублимации примитивных влечений человека. В отечественной психо-логии воображение рассматривается как психический процесс, который заклю-чается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
В психологии воображение понимается как особое проявление человече-ской психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающее промежуточное положение между восприятием и памятью [20]. Это психический познавательный процесс создания образов объектов ра-нее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом [23]. С.Л. Ру-бинштейн писал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразо-вание данного и порождение на этой основе новых образов [27]. Л.С. Выгот-ский отмечал, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким обра-зом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, со-ставляет основу той деятельности, которую мы называем воображением [6].
В житейском обиходе, воображением или фантазией называют то, что не-реально, не соответствует в действительности, не имеет никакого практическо-го значения. Воображение связанно с активностью организма, с происходящим в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличает-ся от других психических процессов. В то же время воображение является са-мым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто иде-альный, загадочный характер человеческой психики.
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, чело-век может создавать и совершенно новые образы. В образах может представить и то, чего мы непосредственно не воспринимаем, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не су-ществует, – это образы воображения.
В жизни человека воображение выполняет несколько функций:
1. представляя несуществующее в реальной действительности и творя не-что новое по продуктам воображения, человек творчески преобразует окру-жающий мир;
2. саморегуляция поведения, психических процессов и состояния челове-ка: для того чтобы повлиять на свое поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своем воображении, ведет себя определенным образом, что-бы в будущем достичь поставленной цели;
3. формирование с помощью воображения, внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами, это реализуется в наглядно-образном мышлении;
4. программирование будущего поведения человека: мысленное состав-ление человеком планов и программ своего будущего поведения, образное их представление;
5. психодиагностическая функция: по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии [21];
6. главная функция воображения – это его участие в творческом процессе: ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, вы-ход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний кото-рые необходимы для мышления.
Настоящая природа воображения до сих пор так и неизвестна. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических струк-тур оно связано. Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Выделяют несколько видов воображения, представленные на Рис.1.

Виды воображения

Активное Пассивное

Воссоздающее
(репродуктивное) Творческое, продуктивное
(мечта, фантазия, идеал) Произвольное
(мечтательность) Непроизвольное (грезы,
сновидения, галлюцинации)

Рис. 1. Виды воображения
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изме-няются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном счете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствую-щего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того, творящий его человек не знает заранее и о том, где и на чем остановится его творческий процесс [20]. Активное вооб-ражение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Ак-тивное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном сре-дой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными про-блемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю [8, С. 297].
Воссоздающее воображение (репродуктивное) – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, пред-ставлений у людей в соответствии с воспринимаемой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Курсовая Воображение у дошкольников

Цена: 300 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация