Курсовая Эмоциональное развития детей средствами музыки по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Курсовая Эмоциональное развития детей средствами музыки

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Эмоциональное развития детей средствами музыки

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:47.
Цена:500 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Основы эмоционального развития детей средствами музыки
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
1.2. Методические аспекты музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия эмоционального развития детей средствами музыки
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы
2.2. Реализация педагогических условий эмоционального развития детей средствами музыки
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Введение
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, Н.А. Метлов, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, П.Н.Якобсон и др.).
Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др.
Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.
Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры.
Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана прежде всего с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения.
Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.
Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Еатинене, Т.С. Комарова, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Н. Таранова и др.).
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, P.M. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Анализ исследований, касающихся данной проблемы, дает нам основание утверждать, что реальное влияние воспитания на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей среднего дошкольного возраста остается одной из малоизученных педагогических проблем. Исследования по данной проблеме проводятся в основном в младших и старших группах детского сада.
Исходя из того, что недостаточно разработана методика эмоционального развития детей средствами музыки, мы считаем тему нашего исследования актуальной.
На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эмоционального развития детей средствами музыки (по программе «Из детство в отрочество»).
Объект исследования: эмоциональное отношение к музыке у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия эмоционального развития детей средствами музыки.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
 на занятиях по музыкальному воспитанию ставится задача по формированию эмоциональной отзывчивости детей;
 используется разнообразный репертуар;
 проводится совместная работа с родителями по музыкальному воспитанию.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть методические аспекты музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия эмоционального развития детей средствами музыки.
4. Выявить уровень развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Организовать работу по реализации педагогических условий эмоционального развития детей средствами музыки.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования базировалась на положениях: о роли искусства в формировании духовных ценностей человека (Б.В. Асафьев, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Б.М.Теплов и др.); о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, П.М.Якобсон и др.); о роли эмоций в восприятии произведений музыкального искусства детьми (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались различные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, обследование, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и педагогами. Основным методом являлся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР № 453 г. Челябинска.

Глава 1. Основы эмоционального развития детей средствами музыки

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Эмоциональная сфера ребенка играет важную роль в приобретении личного опыта, а также является важнейшим показателем его личностного развития.
В дошкольном возрасте, согласно представлениям А.В.Запорожца, Я.З.Неверович, происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, дети овладевают выражением эмоций, что оказывает существенное влияние на их поведение и деятельность. Задержка в развитии этого умения происходит у детей, находящихся в неблагоприятной среде, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания - тревога, чувство неполноценности [28, с.53].
В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, А.В.Запорожца мы находим указание на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов поведения. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, сферу своей социальной жизни, эталоны, сопоставление с которыми определяет эмоциональное оценивание явлений как привлекательных или отталкивающих, как добрых или злых, как красивых или безобразных (Д.И.Фельдштейн) [3, с.11].
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А.М.Щетининой (1984) на детях 4-5 и 6-7 лет. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения [3, с.239].
 Довербальный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («он, наверное, мультик смотрит»).
 Диффузно-аморфный тип. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
 Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
 Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В подавляющем числе случаев дети опираются на выражение лица, а не позы.
 Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («злая она, потому что вся злая»).
 Аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Нужно отметить, что восприятие эмоциональных состояний детьми 4-5 лет происходило во многих случаях только после подска

Курсовая Эмоциональное развития детей средствами музыки

Цена: 500 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация