Диплом Стрессоустойчивость у военнослужащих по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Диплом Стрессоустойчивость у военнослужащих

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Стрессоустойчивость у военнослужащих

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:87.
Цена:1000 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки стрессоустойчивости в условиях боевых действий
1.1. Состояние разработки проблемы
1.2. Условия и факторы стрессоустойчивости к условиям боевых действий
1.3. Критерии и показатели оценки стрессоустойчивости к условиям боевых действий
Глава 2. Практическое исследование стрессоустойчивости военнослужащих
2.1. Характеристика испытуемых
2.2. Характеристика методов исследования
2.3. Результаты исследований
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
По результатам проведенного нами практического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Использованная в работе методика полустандартизированной беседы с военнослужащими позволила выявить тенденции, которые можно рассматри-вать как признаки алекситемии и указания на недостаточную способность к са-морефлексии.
2. Анализ показателей адаптационного потенциала системы кровообра-щения свидетельствует о напряжении механизмов адаптации у 23,5% военно-служащих срочной службы и у 64,3% контрактников. Выявленное у большин-ства военнослужащих контрактной службы напряжение механизмов адаптации на физиологическом уровне должно учитываться и являться предпосылкой к более углубленному медицинскому и психологическому обследованию.
3. Высокая стрессоустойчивость отмечена у солдат срочной службы в 47,1%, в то время как в группе контрактников этот показатель зафиксирован только у 14,3% испытуемых. Низкую стрессоустойчивость показали 17,6% во-еннослужащие срочной службы и 21,4% контрактной службы. Таким обра-зом, можно отметить тенденцию к снижению стрессоустойчивости у испытуе-мых второй группы.
4. Обнаружено положительное влияние высокого адаптационного потен-циала системы кровообращения на стрессоустойчивость военнослужащих, что позволяет рассматривать данный факт как физиологическое обеспечение стрес-соустойчивости и противодействия стрессу.
5. Выявлено возрастании уровня агрессивности и враждебности в группе военнослужащих по контракту, что может свидетельствовать о влиянии усло-вий службы, срока службы, повышенной опасности обстановки, связанной с возможными командировками в зоны боевых действий (в Чечню) и т.д.
6. Статистический анализ данных позволил выявить положительную корреляцию между агрессивностью и стрессоустойчивостью военнослужащих срочной службы на уровне тенденции что может свидетельствовать о возраста-нии стрессоустойчивости параллельно с агрессивностью.
У военнослужащих контрактной службы выявлена отрицательная корре-ляция между агрессивностью и стрессоустойчивостью также на уровне тенден-ции, что может свидетельствовать о возможном снижении стрессоустойчивости в результате истощения внутренних адаптационных резервов, при одновремен-ном возрастании агрессивности.
Выявлена тенденция к положительной корреляции между стрессоустой-чивостью и сроком службы у военнослужащих контрактной группы.
7. Как показали расчеты статистических показателей сравнения показате-лей первой и второй групп с помощью критерия достоверности Стьюдента - напряжение механизмов адаптации было достоверно более выражено у военно-служащих контрактной формы. Показатели враждебности также достоверно выше во второй группе по сравнению с первой, что свидетельствует о большей подверженности стрессу военнослужащих контрактной формы.
Полученные данные убедительно подтверждают выдвинутое ранее по-ложения о том, что адаптация к условиям военной службы зависит от состоя-ния психоэмоциональной сферы, показателей стрессоустойчивости, адаптаци-онных возможностей организма и срока службы. Таким образом, гипотеза, вы-двинутая в работе, полностью подтвердилась.
В процессе диагностики стрессоустойчивости необходимо учитывать ин-тегративность данного свойства человека, применять методики, комплексно изучающие психологические и психофизиологические особенности личности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Стрессоустойчивость личности во многом зависит от профилактики стресса. Под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленный на предупреждение развития социально-психологической и личностной деза-даптации, заболеваний и их обострений. Принято различать первичную (преду-преждение развития негативных психических состояний и расстройств), вто-ричную (предотвращение рецидивов заболеваний) и третичную (реабилитация серьезных заболеваний) профилактику.
Психологическая подготовка военнослужащих к несению службы являет-ся важным моментом в профилактике стрессовых расстройств и сохранению здоровья, поэтому организацию психологической подготовки, психологическо-го сопровождения и психологической помощи рекомендуем осуществлять сле-дующим образом.
1. Систему психологического обеспечения деятельности военнослужащих с организационной точки зрения следует разбить на три этапа: 1) подготови-тельный, 2) психологического сопровождения в ходе службы на Северном Кавказе, 3) психологической работы с последствиями дезадаптации и снижения стрессоустойчивости.
На подготовительном этапе целесообразно провести медико-психологическую диагностику и психологическую подготовку.
Медико-психологическая диагностика. Предрасположенность к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение мо-рально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психо-диагностических обследований уже на предварительном этапе формирования подразделения при беседе с военнослужащими.
В целом, можно говорить о следующих основных психологических "про-тивопоказаниях": неадекватные установки и искаженная мотивация, низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль и агрессивность, дезадаптивные защитные механизмы, низкий социометрический статус и некоторые другие. Поскольку составными качествами стрессоустойчивости являются: средний уровень интеллекта, средний уровень тревожности, средний уровень готовно-сти к риску, высокий оптимизм, высокая активность, энергичность, сильный тип нервной системы, высокая скорость реакции и др., психологу следует на-править усилия, в первую очередь, на выявление «слабого звена» и составление индивидуальной программы психологической поддержки и сопровождения
Психологическая подготовка должна быть направлена не только на по-вышение эффективности выполнения профессиональных задач, но и обеспече-ние личной безопасности, сохранения физического и психического здоровья солдат.
Основные задачи психологической подготовки: формирование зрелой и адекватной мотивации, повышение уровня профессионально-психологических знаний, умений, навыков, связанных с особенностями службы, освоение навы-ков саморегуляции эмоциональных состояний (тревоги, раздражения, агрес-сии), информационная подготовка.
Целесообразно использовать обучающие методики, позволяющие опти-мально сбалансировать проблемно ориентированное и эмоционально ориенти-рованное поведения. Для этого эффективно использовать методы, связанные с распределением внимания на своих ощущениях, переживаниях и внешних дей-ствиях, в том числе по восприятию аверсивных (негативных) стимулов. Этому должна предшествовать диагностика военнослужащих по уровню алекситемии, особенностей его репрезентативной системы восприятия. Одним из существен-ных моментов для эмоционально ориентированного совладания является при-нятие военнослужащим всех своих негативных переживаний, без отрицания, сопротивления, оценки.
Следует учесть, что военнослужащий, выработавший навык проблемно ориентированного поведения, в силу имеющейся алекситемичности становится неспособным на рефлексию собственных аффективных реакций в процессе и после деятельности, особенно в экстремальных условиях.
2. На этапе психологической работы с последствиями дезадаптации и снижения стрессоустойчивости главная задача психолога - помочь военнослу-жащему обрести душевное равновесие. Работа должна вестись в следующих направлениях:
1. Снятие страха и досады. После стрессовых ситуаций военнослужа-щие часто боятся того, что травмирующие события могут повториться вновь, испытывая чувство досады из-за утраты веры в себя и ближайшее окружение.
2. Проработка страхов. Пострадавших можно и необходимо научить адекватно реагировать на собственные страхи и тревогу, а также методам их преодоления.
3. Снятие «отрицания». Дело в том, что большинство солдат отрицает наличие проблем, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложе-ния медицинской и специализированной психологической помощи.
Многое здесь зависит от квалификации практического психолога, от сте-пени доверия военнослужащих именно к этому человеку.
Таким образом, необходим комплексный подход к преодолению стресса. В рамках этого подхода методы и техники преодоления стресса определяются видом стрессовых воздействий. Эмоционально-ориентированные методы, на-правленные на преодоление воздействия не подвластных контролю стрессоров, предполагают использование техники глубокого дыхания, тренинга прогресси-рующей мышечной релаксации и техники визуализации. Проблемно-ориентированные методы, включающие тренинг уверенности в себе, управле-ние временем, тренинг социальных навыков, используются для преодоления последствий стрессоров, поддающихся контролю со стороны субъекта. Когни-тивные стратегии по преодолению так называемых стрессоров-интерпретаций включают техники изменения неадекватных суждений и нежелательных мыс-лей, тренинг инокуляции стресса.
Следует учесть, что специалист, выработавший навык проблемноориен-тированного поведения, в силу имеющейся алекситемичности становится не-способным на рефлексию собственных аффективных реакций в процессе и по-сле деятельности в экстремальных условиях, что приводит к дефицитарной мо-дели нейтрализации аверсивных переживаний. Модель дефицита - это снижен-ная способность символизировать инстинктивные потребности, непосредствен-ное воздействие на соматику с неблагоприятными последствиями. Поэтому представляется наиболее оптимальным в психологическом сопровождении спе-циалиста формировать уже в начале профессионального становления сочетан-ное проявление проблемно и эмоциональноориентированных типов поведения, тем самым обеспечивая психологическую защищенность и эффективность про-фессиональной деятельности.
Профессионально значимыми психологическими факторами, позволяю-щими переносить огромные моральные и физические нагрузки в экстремаль-ных условиях несения службы сотрудниками органов внутренних дел России, служат умения и навыки т.н. психологической защиты как специфические ме-ханизмы саморегуляции основных психофизиологических функций и снижения на данной основе психотравмирующего воздействии экстремальных факторов. Другими словами, это универсальные способы преодоления основных астени-ческих психических состояний - стресса, фрустрации и кризиса. В ряду основ-ных приемов психологической защиты традиционно выделяют: вытеснение и замещение, изоляцию, рационализацию, нейтрализацию и компенсацию, про-екцию, децентрацию, десенсибилизацию и др. системы приемов психологиче-ской защиты, включая самодесенсибилизацию и перемену установок, как наи-менее изученные, но хорошо апробированные, в частности, в системе профес-сиональной подготовки полицейских ФРГ, а также комплекс методик аутоген-ной тренировки, задействованный в психореабилитационном арсенале россий-ских армейских и милицейских психологов. К сожалению, как показывает мно-голетний опыт преподавания и профессионального общения, многие сотрудни-ки органов внутренних дел все же не владеют умениями и навыками психоло-гической защиты и применяют чаще всего лишь т.н. традиционные средства "снятия стресса" - транквилизаторы, табак и алкоголь, что снижает эффектив-ность их служебной деятельности.
В процессе диагностики стрессоустойчивости необходимо учитывать ин-тегративность данного свойства человека, применять методики, комплексно изучающие психологические и психофизиологические особенности личности.
Для предупреждения развития психогенных расстройств и дезадаптивных состояний, спо¬собных в дальнейшем формировать агрессивные поступки и действия военнослужащих, целесообразно своевременное выявле

Диплом Стрессоустойчивость у военнослужащих

Цена: 1000 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация