Коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития Курсовая работа по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Курсовая работа / Разное / Коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития

Готовые ???????? ??????

Курсовая работа  Коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:38.
Цена:700 руб.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР 24
Выводы по Главе 1 31
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 32
2.1 Организация исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психических нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как показывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.). Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует развитию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).
Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии;
2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности развития их коммуникативных навыков.
3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.
Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом; положения о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ.
Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью учащихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, анализ продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 55 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся специальных (коррекционных) классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР.

Курсовая работа  Коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития


700 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация