ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Диссертация по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Педагогика / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Готовые ???????????

Диссертация  ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:194.
Цена:1 600 руб. Купить диссертацию »

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................……………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Сущность понятий «интеллект» и «интеллектуальные умения» в психолого-педагогической науке…..………………………...………….12
1.2. Содержание и структура интеллектуальных умений младших школьников …….…………………………........………………………....28
1.3. Моделирование процесса формирования интеллектуальных умений у младших школьников……………...……………………………………45
Выводы по первой главе..................................................…….................…….71
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Организация экспериментальной работы по формированию интеллектуальных умений у учащихся в образовательной процессе начальной школы……….....................................…………………………73
2.2. Реализация педагогических условий по формированию интеллектуальных умений у младших школьников……….…………..96
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
по формированию интеллектуальных умений у младших школьников……………………………………………………………....125
Выводы по второй главе................................................................…….…….141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................…….…….143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................…. ……....146
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................……………........................166





ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных задач образовательного процесса является повышение качества обучения, что в свою очередь, неразрывно связано с разработкой проблемы формирования интеллектуальных умений учащихся. Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что традиционный образовательный процесс преимущественно определяется репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации, а развитие интеллектуальных способностей и умений ученика остается без должного внимания.
В начальных классах, где закладываются основы учебной деятельности учащихся, решение данной проблемы требует особого внимания, поскольку без основательного овладения интеллектуальными умениями на этапе начального обучения невозможно продолжить систематическое освоение новых знаний и практическое их применение в средних и старших классах. Особенностью младшего школьника является то, что этот возраст – сензитивный период жизни, когда закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются интеллектуальные умения, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности. Поэтому содержание, формы и методы начального образования должны обеспечить существенное интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование у него таких интеллектуальных умений, которые позволили бы без особых трудностей продолжить дальнейшее образование. Развитие умственной деятельности зависит от уровня сформированности интеллектуальных умений, характеризующихся высоким уровнем мобильности и вариативности, поскольку с их помощью осуществляются все когнитивные процессы и любая деятельность человека. Овладевая в процессе учебной деятельности интеллектуальными умениями, школьники приобретают такие качества, как инициативность, сообразительность, стремление добросовестно, активно и систематически трудиться.
В современной науке имеется целый ряд работ, посвященных развитию мышления на основе формирования способов и приемов умственной деятельности (Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Зворыгина, В.Н.Марков, Н.О.Новоселова, В.О.Семенов, Н.Ф.Талызина и др). Анализ проявления и формирования интеллектуальных способностей и умений проводился В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, О.Е.Лебедевым, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Л.М.Фридманом, Д.Б.Элькониным и др.
Для понимания процессов формирования интеллектуальных умений важное значение имеют труды Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.И.Зыковой, И.Я.Лернера, Н.А.Менчинской, Н.Н.Поспелова и др., в которых отмечаются взаимосвязь процессов обучения и развития, роль приемов умственной деятельности в развитии логического мышления, зависимость формирования интеллектуальных умений от способов обучения.
В психологии разработаны концепция формирования интеллектуальных умений и навыков (Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), концепция трансформации умения в навык (Н.Д.Левитов, М.М.Шварц и др.), концепция проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкина, М.И Махмутов, В.Оконь и др.). Особенности формирования у младших школьников интеллектуальных умений, их важность для успешного обучения в старшем и среднем звене отмечались в исследованиях А.Е.Дмитриева, А.З.Зак, Н.С.Лейтес, Н.А.Менчинской, М.А.Матюшкина, Н.В.Нечаева, Н.Н.Поддъякова, Г.А.Цукерман и других. Значительные исследования в области формирования учебной деятельности младших школьников провели С.П.Баранов, Г.И.Вергелес, В.Г.Горецкий, А.Е.Дмитриев, И.П.Подласый, А.З.Рахимов и другие.
Овладевая в процессе учебной и познавательной деятельности прочными интеллектуальными умениями, школьники приобретают такие ценные качества, как инициативность, сообразительность, стремление добросовестно, активно и систематически трудиться, сознательно расширять свою познавательную деятельность. При этом необходимо обратить внимание на стимулирующую роль содержания и методов обучения в формировании интеллектуальных умений.
Исследования подтвердили, что процесс обучения, направленный в традиционном его понимании на усвоение учащимися требований базовой школьной программы, не сопряженный в должной степени с творческой и интеллектуальной деятельностью, может привести к задержке интеллектуального развития детей. Возникает необходимость в разработке структурно-функциональной модели, реализация которой позволяет эффективно формировать интеллектуальные умения.
Несмотря на глубокое изучение психолого-педагогических основ формирования интеллектуальных умений, в теории и практике педагогики остается недостаточно разработанным вопрос содержательной основы формирования интеллектуальных умений в младшем школьном возрасте. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между: возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к формированию интеллектуальных умений у младших школьников, и недостаточной реализацией в учебном процессе данного аспекта; потребностью педагогической теории и практики в осмыслении проблемы формирования интеллектуальных умений и отсутствием обоснованной системы их формирования, содержательного, технологического и методического обеспечения в системе начального образования.


Перечисленные противоречия актуализируют проблему, состоящую в необходимости определения особенностей и содержания системы формирования интеллектуальных умений учащихся начальных классов, что обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия эффективного формирования интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе.
Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование интеллектуальных умений у младших школьников, может быть эффективным, если:
– выявлена сущность, компонентный состав интеллектуальных умений младшего школьника, на формирование которых ориентирован учебный процесс;
– разработана структурно-функциональная модель процесса формирования интеллектуальных умений у младших школьников, включающая в себя целевой, содержательный и процессуальный компоненты;
– выявлена совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию интеллектуальных умений у младших школьников: соблюдение этапности процесса формирования интеллектуальных умений, вовлечение младших школьников в микроисследовательскую деятельность, обеспечение учителя системой алгоритмических действий по формированию интеллектуальных умений.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования уточнить сущность понятия «интеллектуальные умения» и дать психолого-педагогическую характеристику компонентного состава интеллектуальных умений.
2. Разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель процесса формирования интеллектуальных умений у младших школьников, включающую в себя целевой, содержательный и процессуальный компоненты.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих формированию интеллектуальных умений у младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по формированию интеллектуальных умений у младших школьников.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились теория развития личности в деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.); положения системного подхода и принципы его реализации при изучении педагогических явлений и технологий (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, А.С.Гаязов, И.Я.Лернер, В.В.Симонов, Т.И.Шамова и др.); концептуальные идеи профессионального образования будущего педагога (О.А.Абдуллина, Р.М.Асадуллин, Е.В.Бондаревская, А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, Н.В.Кузьмина, Х.Х.Лукманова, В.А.Сластенин, Э.Ш.Хамитов и др.); концеп

Авторская работа.
Работа является диссертацией

 

Если вы хотите купить диссертацию ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
или задать вопрос по работе, пишите через форму обратной связи.

Хотите предложить свою цену ? Торг уместен.



Обратная связь

Купить диссертацию »
Ваши координаты:
Имя: *
Телефон: *
Введите ваш телефон, чтобы мы смогли связаться с вами.
Эл. почта: *
Этот адрес используется только для контактов с вами.
Сообщение:
* — поля обязательные для заполнения.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация