Сущность памяти и условия прочного запоминания Курсовая работа по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Курсовая работа / Психология / Сущность памяти и условия прочного запоминания

Готовые ???????? ??????

Курсовая работа  Сущность памяти и условия прочного запоминания

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:30.
Цена:1 000 руб. Купить курсовую работу »

Содержание:

Введение 3

Глава I. Виды памяти 6
1.1. Сенсорная память 7
1.2. Кратковременная память 9
1.3. Долговременная память 11
1.4. Рабочая память 12

Глава II. Характеристические свойства памяти 14
2.1. Процессы памяти 14
2.2. Качества памяти и её представление 21
2.3. Самооценка памяти 23
2.4. Совершенствование памяти 24

Заключение 28

Литература 30

Введение
При изучении памяти чаще всего главное внимание уделяется ее роли – это устройство для сохранения всего, с чем мы сталкивались в прошлом, будь то случившиеся с нами события или сведения, которые нам пришлось выучить в школе или на работе. Это хранилище наших знаний, без которого мы бы не только не имели информации об окружающем мире, но и не знали бы, кто такие мы сами. По-скольку все эти знания играют столь важную роль в нашей жизни, возникает соблазн рассматривать память только с этой точки зрения и при ее изучении ограни-читься упо¬мянутыми вопросами. Тем не менее, память является важнейшим компо-нентом не только нашей нынешней, но и будущей жизни. Не будь ее, мы не помни-ли бы, что необходимо сделать в будущем, и не смогли бы понимать происходящее здесь и сейчас (например, как мы понимали бы обращенные к нам слова, если бы они не хранились в нашей памяти?). Можно без преувеличения утверждать, что содержа¬ние памяти является основой индивидуальности человека и управляет его поступ¬ками. Поэтому при рассмотрении темы памяти нам необходимо исследовать раз¬личные роли, которые выполняет память в нашей жизни, а это богатое поле дея-тель¬ности для психологов.
То, что нами ощущается и воспринимается, не исче¬зает бесследно, все запо-минается в той или иной степе¬ни. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбина¬ции нервных клеток) создают возможность возникнове¬ния возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызы¬вавший, отсут-ствует. На основе этого человек может за¬помнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких–либо предметов, мысль, речь, действия.
Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе¬реживали или делали. Иными словами память – это отра¬жение опыта человека путем его запоминания, сохране¬ния и воспроизве-дения.
Память – это удивительное свойство человеческого со¬знания, это возобновле-ние в нашем сознании прошлого, образов того, что когда–то произвело на нас впе-чатление.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною.
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море–океан?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно:…
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли¬ма вне других психических процессов. И.М. Сече-нов отме¬чал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «ис¬чезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбуди-ли, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего, он не пришел бы в инсти¬тут, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Про-шлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек¬тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.
Запоминая какие–либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или дру-гих связей невоз¬можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна¬чит запомнить какое–нибудь иностранное сло-во, например французское «la table»? Значит, установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или рус¬ским словом «стол». Связи, ко-торые лежат в основе деятель¬ности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих пред-ставлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что–либо значит связать запоминае-мое с чем–то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, обра-зовать ассо¬циации. Есть несколько видов ассоциаций:
- по смежности: восприятие или мысль об одном пред¬мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в про-странстве или во времени (так запоминается последовательность дей¬ствий, напри-мер);
- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспо-минание о чем–либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, на¬пример, шум волн уподобляется говору людей;
- по контрасту: ассоциируются резко различные явле¬ния – шум и тишина, вы-сокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.
В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого–нибудь, на него похожего, в) на¬зывая другую фамилию, происходящую от слова, проти¬воположного по смыслу тому, от которо-го происходит фа¬милия знакомого, например, Белов – Чернов.
В процессе запоминания и воспроизведения исключи¬тельно важную роль иг-рают смысловые связи: причина – следствие, целое – его часть, общее – частное. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство лич-ности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в биб¬лиотеках, компью-теры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память.
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
В научной психологии проблема памяти является «ро¬весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Па¬мять – сложнейший психический процесс, поэтому, не¬смотря на многочисленные исследования, все еще не создано единой теории меха-низмов памяти. Новые науч¬ные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменени¬ями в нервных клетках мозга.


Глава I. Виды памяти
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с раз-личными сферами жизни человека, с его особенностями.
Все виды памяти можно условно разделить на три груп¬пы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс¬ли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно–логическую и об¬разную па-мять; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз¬вольную память; 3) как долго сохраняется запомненное.
Это кратковременная, долговременная и оперативная, рабочая па¬мять.
Двигательная (или моторная) память позволяет запоми¬нать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выпол¬нять разнообраз-ную деятельность.
Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмо¬ции, переживания, кото-рые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны блед-неть, краснеть при одном воспоми¬нании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе¬режитом несчастье, – у вас есть память на чувствования, или эмоциональ-ная память».
Эмоциональная память имеет большое значение в фор¬мировании личности че-ловека, являясь важнейшим усло¬вием его духовного развития.
Смысловая, или словесно–логическая память выражается в запоминании, со-хранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формули-ровок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого раз¬вития челове-ка. Чем менее развита речь, тем труднее вы¬разить смысл своими словами.
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими орга¬нами чувств, благода-ря которым человек воспринимает ок¬ружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обо-нятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой–либо все¬гда является преобладающим.
Произвольная память предполагает наличие специаль¬ной цели, запомнить, ко-торую ставит человек и применя¬ет для этого соответствующие приемы, производит воле¬вые усилия.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери¬ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле¬вых усилий. Непроиз-вольная память – неиссякаемый ис¬точник познания. В развитии памяти непроиз-вольное за¬поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что че-ловек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно¬стью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением рабо-таем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроиз-вольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но жи-вотное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя¬ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и

Робота сдавалась 1 раз (отл.)

 

Если вы хотите купить курсовую работу Сущность памяти и условия прочного запоминания
или задать вопрос по работе, пишите через форму обратной связи.

Хотите предложить свою цену ? Торг уместен.



Обратная связь

Купить курсовую работу »
Ваши координаты:
Имя: *
Телефон: *
Введите ваш телефон, чтобы мы смогли связаться с вами.
Эл. почта: *
Этот адрес используется только для контактов с вами.
Сообщение:
* — поля обязательные для заполнения.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация