Развитие самостоятельности как качества личности учащийся Диссертация по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Педагогика / Развитие самостоятельности как качества личности учащийся

Готовые ???????????

Диссертация  Развитие самостоятельности как качества личности учащийся

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:250.
Цена:500 руб.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности
учащихся в школе.
1.1. Философско-психологические вопросы развития
самостоятельности учащихся 14
1.2. Состояние проблемы в педагогических исследованиях 36
1.3. Анализ сложившейся практики развития самостоятельности
учащихся при обучении черчению в школе 55
1.4. Основные положения теории систем при обучении черчению в
школе 66
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития ученика
подросткового возраста : 83
Глава 2. Педагогические условия развития самостоятельности учащихся при изучении черчения в школе.
2.1 Цели развития самостоятельности как системообразующий
фактор 104
2.2 Обоснование выбора технологии обучения для развития
самостоятельности учащихся 123
2.3. Моделирование системы развития самостоятельности
учащихся при изучении черчения 149
2.4. Пути совершенствования развития самостоятельности при
обучении черчению в школе (анализ экспериментального
обучения) 162
Заключение 176
Список литературы 182
Приложения 196

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обновление общественных отношений на современном этапе развития нашего общества вызвало потребность изменения системы образования, личности как социального феномена. Особую актуаль-ность в современных условиях приобрела проблема развития активности и само-стоятельности человека как самоценности общества в хозяйственной, профес-сиональной и любой другой деятельности. Обществу будущего необходимы лю-ди с творческим отношением к жизни во всех ее сферах. Решение этой педагоги-ческой по своей сути проблемы лежит, в основном, на системе образования, одна из ответственных и важнейших задач которой — подготовка молодежи к само-стоятельному творческому труду, развитие ее активности и инициативы. Систе-ма образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, что обеспечит эффективную социализацию и адаптацию личности в социуме, и будет способствовать формированию активной готовно-сти к критической переработке и сознательному выбору поступающей информа-ции. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятель-ности субъекта, а творческая деятельность - это активное взаимодействие субъ-екта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэто-му будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспе-чит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому разви-тию личности школьника.
Цели обучения, как говорит Пидкасистый П.И., необыкновенно просты и всем известны: дать детям нужные знания и добиться их усвоения, научить поль-зоваться полученными знаниями, развить самостоятельность и мышление, при-вить навыки учебного труда [137].
Таким образом, цели и задачи определены, но трудность заключается в их осуществлении. Основная ошибка многих учителей, начиная с начальной и кон-чая высшей школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обес-печить усвоение материала. Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в неумении выработать умения учебного труда. По данным социологического опроса установлено, что основные затруд-нения у учителей возникают в связи с отсутствием программного материала, где бы четко была определена система содержания знаний по развитию самостоя-тельности учащихся, этапы их введения в учебный процесс. Существует недос-таточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе разви-тия самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии - по-иски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, со-вокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в сис-теме обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и со-держательную стороны обучения. В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержа-тельных основ обучения.
Поэтому можно предположить, что причины неблагополучия в системе обучения кроются в недостаточной разработанности технологии обучения.
Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психо-логии и особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей само-стоятельно работать.
Рассматривая традиционное и современное развивающее обучение, явно видно различие в составе педагогических технологий: концептуальная основа, содержательная и процессуальные части имеют разную направленность. Нам ближе та технология, где каждому учащемуся обеспечиваются условия для раз-вития, даются возможности искать и исследовать. Такой путь ведет к развитию самостоятельности.
При работе над созданием эксперимента предполагалось решение ряда проблем, направленных на использование прогрессивных идей современной пе-дагогики и дидактики, учета рекомендаций психологов, данных обобщения ра-боты школ, новых педагогических систем и технологий, научных материалов по проблеме развития самостоятельности, использование документов, разработан-ных Департаментом образования города Хабаровска и Министерства Народного образования РФ [64].
Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необ-ходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.
Методологической основой технологии обучения является идея развития личности и роли организованного труда и человеческих отношений.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на теории системного подхода и управления деятельностью, изложенной в работах М.Маркова, Д.Клиланда и В.Кинга, Ю.К.Бабанского, Ю.А.Конаржевского и др., воспользовались кодированной технологией построения, проведения и анализа урока Н.Л.Терского, организацией самостоятельной работы и самостоятельной деятельности П.И.Пидкасистого, Б.И.Коротяева, трудами посвященнымы фор-мированию самостоятельности (М.Г.Гарунов, Б.П.Есипов, А.С.Лында, В.Я.Ляудис, П.И.Пидкасистый).
Осмыслив все эти достижения с позиций понятия системы обучения и вос-питания и применив алгоритм управления, мы вышли на технологию построения модели обучения в соответствии с поставленными целями.
Мы исследуем цели и пути их достижения при моделировании системы обучения черчению в школе, что стало возможным при избранной нами позиции взаимосвязи систем обучения и воспитания.
Проблемы развития познавательной самостоятельности исследовались
крупнейшими советскими психологами Д.Н. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчин-ской, С.Л. Рубенштейном и др. В их работах раскрыта решающая роль самостоя-тельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ре-бенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в твор-ческий поиск в обучении, изучены некоторые направления формирования позна-вательной активности и самостоятельности, например, теории поэтапного фор-мирования умственных действий, обучение школьников приемам умственной деятельности, организация научного управления познавательной деятельностью учащихся, обоснована идея изучения творчества как механизма развития лично-сти (В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев); исследованиями М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скат-кина и др. ученых-дидактов установлено, что самостоятельность является сред-ством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эф-фективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников. В этих работах изучен состав самостоятельности, ее взаимосвязь с другими компонентами системы обучения, намечены подходы к практическому решению проблемы формирования ее в обучении; обоснована идея изучения творчества как механизма развития личности (В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев); ус-тановлена творческая природа познания (Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, О.К.Тихомиров); определены черты педагогического творчества (В.В.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, М.М.Поташник); обнаружены основные за-кономерности творческого процесса обучения (М.А.Данилов, Л.Клинберг, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); определены возможные пути форми-рования мотивации, определены возможные пути формирования мотивации творческой деятельности школьников, развития способностей и качеств творче-ской личности (Г.С.Альтшулер, Д.Б.Богоявленская, И.П.Калошина, Ю.Н.Кулюткин, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Оконь, П.И.Пидкасистый и др.).
Таким образом, данная проблема является объектом пристального внима-ния психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов, в том числе черчения. Анализ практики препо-давания черчения показывает, что в работе лучших учителей накоплен значи-тельный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся. Эти не-достатки массовой практики объясняются, как было указано выше, неразрабо-танностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках чер-чения.
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности в системе обучения черчению, ее недостаточная теоретическая изученность, зна-чение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснован-ной технологии развития самостоятельности на уроках черчения обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования «Педагогические условия развития у учащихся самостоятельности как ка

Диссертация  Развитие самостоятельности как качества личности учащийся


500 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация