Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Диссертация по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Разное / Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства

Готовые ???????????

Диссертация  Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:140.
Цена:400 руб.

Содержание:

Введение 3
Глава L Теоретические проблемы взаимодействия
церкви и государства 13
1.1. Исторические принципы, типы и модели взаимодействия государства и церкви 13
1.2. Сущность социокультурного взаимодействия церкви и государства
40
Глава 2. Русская Православная Церковь и государство:
от конфронтации к поиску диалога и социального партнерства 70
2.1. Динамика взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в советском обществе (1917-1980 гт.) 70
2.2. Новые тенденции и перспективы взаимодействия
церкви и государства в российском обществе XXI века 104
Заключение 127
Библиографический список использованной литературы 137

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмыслить новые тенденции в сфере взаимодействия церкви и государства в конце XX - начале XXI века, свидетелями которых мы являемся.
Исторические процессы, происходящие в России на рубеже веков (XX-XXI вв.), позволяют заявить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом привели не только к ухудшению материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к традиционным духовным ценностям. К одной из таковых следует отнести религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.
Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации -церковь. Исторйко-политическая трансформация российского общества позволила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церковной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в посткоммунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется актуальность исследования.
Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам инсти-туциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки как со стороны государственных чиновников, так и церковных

4 деятелей. В чем причина данного явления? Не следует ли из этого, что обеими сторонами не всегда правильно понимается сущность церкви и государства в соотношениях друг с другом, отчего и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивается в осуществление государственной политики, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социальной и культурной роли церкви? Не являются ли вышеупомянутые нарушения свидетельством того, что церковно-государственные отношения стоят на пороге институциализации новых форм и моделей взаимодействия?
Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в том, что российское общество, пережив периоды подавления религиозности и религиозного ренессанса, стоит перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноменов бытия, как Церковь и Государство и корректировкой выбора способов цер-ковно-государственного взаимодействия.
В качестве базовой гипотезы мы предполагаем, что на современном этапе поиска приемлемых моделей отношений Русской Православной Церкви с государством предпочтительной может быть кооперационная модель в рамках принципа отделения церкви от государства.
В настоящее время сложилась объективная необходимость анализа эволюции церковно-государственных отношений как в советский, так и постсоветский периоды, выявления причин их деформации и определения форм культурного взаимодействия между государством и религиозными организациями, что должно способствовать консолидации граждан разных мировоззренческих ориентации на базе непреходящих общечеловеческих ценностей. Без решения этих задач невозможно рассчитывать на стабилизацию общественных отношений и достижение гражданского мира. Этим также объясняется актуальность выбора темы.
В предлагаемом исследовании предпринята попытка целостного анализа социокультурных церковно-государственных отношений на примере Русской Православной Церкви, поскольку, во-первых, она на протяжении всей истории

5 Российского государства занимала господствующее положение и имеет опыт культурного взаимодействия - «симфонию»; во-вторых, РПЦ и в современном Российском государстве является самой крупной и влиятельной религиозной организацией. Данная позиция ни в коем случае не обусловлена предвзятостью или неуважением к иным вероисповеданиям, а лишь свидетельствует с необходимости сужения проблемы для более полного ее исследования. Помимо этого, мы исходим из приведенной в первом параграфе типологии форм религиозных организаций немецкого теолога Эрнста Трельча, исходя из которой лишь хри-стианскаю религию можно считать церковью в России. Традиционной культурно-исторической формой христианства в нашей стране является православие, следовательно, говоря «церковь», в своем исследовании мы подразумеваем Русскую Православную Церковь.
Степень разработанности проблемы
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.
Литературу, касающуюся данной проблемы, можно условно разделить на четыре категории, исходя из различных аспектов церковно- государственного взаимодействия, рассматриваемых в каждой группе работ.
Первая категория - труды, посвященные истории взаимодействия государства и церкви. Среди них - монографии и научные исследования В.А. Алексеева, Н.С. Борисова, О.Ю. Васильевой, А.В. Гущиной, Ю-Ф-Козлова, М.С. Корзуна, А.Николина, М.И. Одинцова, Р.Г. Скрынникова, Л.В. Тюриной, Б.А. Успенского, С.Л. Фирсова, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровского, В.Н. Якунина1
'Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденция эволюции (на материалах отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.) периода XX века., М., 1994, Дис.док.ист.наук; Он же. Постперестройка: несвободная совесть? (интервью, беседы с религиозными деятелями, статьи о проблемах свободы совести и церковно-государственных отношениях в России). — М.: Россия молодая, 1992. — 62 с; Борисов Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси ХШ-XVII вв. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 198 с; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. - Институт истории АН СССР, М., 1990, Дис.канд.ист.наук; Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.).—-М.,1996, Дис.канд.ист.наук; Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста,- Саранск: Мордов.кн.изд-во,1995. - 288с; Корзун М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век — 1988 г.). Минск, 1993, Дис.. .док.ист.наук; Николин А. Церковь и государство.-М.: Изд-е Сретенского монастыря,1997. -430 с; Один-

6 и др. Историческая динамика данных работ охватывает периоды становления древнерусского государства, российскую империю, советское государство. Однако формы культурного взаимодействия не выделены в особый объект исследования.
Ко второй категории относятся труды русских философов, писавших о религии: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Д.М. Койгена, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Вл. Соловьева, С.Л. Франка2, о социальной роли религии и церкви, а также социальной сущности государства. Но, по естественным причинам, данные авторы не могли предугадать советской секуляризации и нынешнего российского религиозного бума, резко меняющего формы и тенденции культурного взаимодействия церкви и государства.
Третья категория представлена работами М.Н. Бессонова, В.Н. Бондарен-ко, И.М. Бочаровой, СВ. Джораевой, Ю.Б. Козловой, М.С. Корзуна, Л.К. Ку-рочкина, Л.А. Морозовой, B.C. Полосина, Д.В. Поспеловского3, где освещается проблема влияния религии на духовное и нравственное развитие общества,
цов М.И. Государственно-церковные отношения в Россия (на материалах отечественной истории XX в.). — Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 1996, Дис., ,док.ист.наук; Он же. Государство и церковь( история взаимоотношений: 1917-1938 гг. ).-М. Знание, 1991.-64с; Он же. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству. В кн.: На пути к свободе совести, - М., 1989. -с.51-57; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XW-XVI вв. - СПб., 2000.-462 с; Он же. Крест и корона: Церковь и государство на Руси XI-XVO вв.- СПб., 2000.-462 с; Тюрина Л.В. Государство и Русская православная церковь: эволюция отношений. 1017-200гг. Курск, 2000, Дис.. .канд.ист.наук; Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление.-М.,1998.- 676 с; Фирсов С,Л, Православная церковь и Российское государство в конце ХГХ-начале XX вв. (Проблемы взаимоотношений духовной и ветской власти). СПб., 1994, Дис...кацд.истор.наук; Чумаченко T.A. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений (40-е — первая половина 50-х гг.). М., 1994, Дис...канд.ист.наук; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939—1964 годах. СПб., 1996. Дис...док.ист.наук; Он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве ( государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) - М.,1999.-400с; Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской православной церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.—Самарский государственный университет. 19

Диссертация  Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства


400 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация