Взаимоотношение государства и Русской православной церкви Диссертация по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Разное / Взаимоотношение государства и Русской православной церкви

Готовые ???????????

Диссертация  Взаимоотношение государства и Русской православной церкви

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:155.
Цена:400 руб.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль и место церкви в политической систем
ва 15
1Л Государство и церковь как элементы
политической системы 15
1.2 Государственно-церковные отношения в
России: генезис и динамика 36
ГЛАВА 2. Роль и значение государственных органов
и советов по работе с религиозными объеди
нениями в современной политической
системе российского общества 56
2.1 Деятельность президентского Совета по
взаимодействию с религиозными объединениями
как реализация задач гражданского общества.... 56
2.2 Сфера регулирования государственными инсти
тутами религиозной политикой: Комиссия по воп
росам религиозных объединений при Правитель
стве Российской Федерации 73
ГЛАВА 3. Политико-правовые основы взаимоотношения
Русской Православной Церкви и государства... 85
3.1 Социальная концепция РПЦ и Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» как политико-правовая основа взаимоотношений государства и церкви 85
3.2 Религиозная политика российского государства анализ «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями
в Российской Федерации 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152

Введение
Актуальность темы исследования. Изменение политического статуса
российского государства, формирование демократических отношений гражданского общества повлекло за собой трансформацию элементов политической системы, в том числе и государственно-церковных отношений. Государство и церковь как элементы политической системы общества, отражают в своем взаимодействии политическое, законодательное регулирование, изменение которого влечет и трансформацию данной системы. Отношения политики и религии, власти и церкви (религиозных объединений)1 становятся сегодня показателем отношения власти с гражданским обществом. Конфронтация, как и партнерство между государством, гражданским обществом и церковью определяют политические, культурные и нравственные аспекты в формировании общества. Поэтому рубеж веков показал, что Россия не может больше регулировать свои отношения с церковью (религиозными объединениями), как с политическим институтом, по моделям, как прошедших исторических периодов, так и американской. Будучи много-конфессиональным2, общество строит свои взаимоотношения с религиозными объединениями на основе законодательной базы как регламентирующей, контролирующей, координирующей основе.
На фоне возрождения Русская Православная Церковь, которая, не являясь альтернативой другим религиозным объединениям, освещает свою многовековую русскую историю и роль в обществе. Эта тенденция приводит к тому, что православие становится доминирующей, ведущей религиозной культурой в обществе. Дает ли это основание говорить о том, что наблюдается попытка возрождения государственной религии? Неслучайно, исследователь данного направления М.И. Одинцов, замечает, что религиозные конфес-
Мы употребляем понятия «церковь», «религиозные объединения», «конфессия» как контекстуальные понятия.
2 Под понятием «много-конфессиональное общество» мы понимаем такую структуру, которая позволяет сосуществовать не только традиционным (православию, буддизму, исламу), но и нетрадиционным религиозным объединениям одновременно
3

сии восприняли этот акт как возвращение к «имперской политике», «идеологии православия»1. Но российское государство в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединений» строит свою деятельность на уровне соглашений и с рядом других конфессий, так как ожидает от них реальной помощи при решении социальных задач.
Российское государство в своей религиозной политике основывается на статье 18 Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., где отмечено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию». А в материалах Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятых в апреле 2002 г. отмечено, что «в последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализ-ма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни» . Поэтому мы отмечаем, что в российском законодательстве отражена специфика религиозного объединения как института, который, с одной стороны, независим от государства (выступая политическим институтом), а, с другой - выполняет социальную роль в обществе (как социальный институт). Контроль за исполнением норм законодательства обуславливает деятельность государственных органов (Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Пре-
1 Одинцов М И. Вероисповедальные реформы в России (1985-1987 гг.) // Религия и право
№3,1999,-с5
2 Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. http://www.rlinfo.ru/doc/dm/dml9481210,html
3 Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Текст принят Ас
самблеей 24 апреля 2002 г. Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе
http7/www rlinfo ru/doc/dm/dm20020424 html
4

зиденте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ).
Тема отношений Российского государства с религиозными объединениями, в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоящее время является наиболее острой. Актуальность вопроса обуславливается, с одной стороны, зависимостью реализации прав человека в сфере свободы совести от отношений государства с религиозными объединениями, а с другой - активными (начиная с 2001 г.) попытками создания концепции отношений Российского государства с религиозными объединениями (с учетом законопроектов, регулярно вносимых в Государственную Думу, направленных на законодательное закрепление государственных конфессиональных интересов). Таким образом, сфера реализации государственно-церковных отношений в современной России еще не имеет достойной законодательной базы.
Если законодательная база регламентирует отношения государства с религиозными объединениями, то «Основы социальной концепции Русской Православной церкви»1, выступая нормативным документов Русской Православной Церкви Московской Патриархии определяют, что все сферы деятельности человека в обществе (от образования и воспитания до социальных программ) представлены как направления «соработничества Церкви и государства». «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», как отмечено в этом документе, отражают официальную позицию в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата с государством, обществом.
Сказанное дает основание для определения позиций, обусловленных актуальностью исследования. Это: формирование новой политической системы России требует определения в ней роли Церкви, как элемента политической системы общества; анализ законодательной базы в сфере взаимоотношения государства с религиозными объединениями показывает необходи-
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php
5

мость ее переосмысления; демократическое государство, которым сегодня выступает Россия, нуждается в новой модели отношений с религиозными объединениями (конфессиями).
Степень научной разработанности проблемы
Концептуальная позиция исследования состоит в том, что государство и церковь являются целеполагающими, целедостаточными элементами политической системы общества. Поэтому обращение к политическим, социально-политическим источникам, в данном случае, позволяет конкретизировать предмет исследования. Работы М.Г. Анохина, М.Н. Грачева, А.И. Демидова, В.Д. Зотова, С.Г. Кирдиной, А.В. Миронова, В.И. Жукова, Л.И. Селезнева, А.А. Федосеева, О.Ф. Шаброва, в зарубежной политологии - Г. Алмонда, М.Дюверже, Д. Истона, Т. Парсонса, П. Шарана, Р.Ж. Шварценберга позволили обосновать категориальный аппарат и осмыслить такие понятия как «политическая система», «элементы политической системы»1.
Нормативно-правовые документы «Конституция Российской Федера-ции», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» рассмотрены в сравнении с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», освещающими сферы взаимоотношения Церкви с государством, нацией, народом, партиями.
1 См.: Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996 Грачев М.Н. Политика, политическая система, политические коммуникации. - М.,1999, Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Политология хрестоматия / Сост. проф. М А. Василик и др. М., 1999. С. 331-344 Демидов А.И. Учение о политике; философские основания, М., 2001.; Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. - М., 1998.; Общая и прикладная политология /Под ред. В И. Жукова.- М, 1997.; Истон Д. Категории системного анализа политики /Политология. Хрестоматия. /Сост.: М.А. Василик и др. М., 2000,- С.319-331; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 1999; С.Г. Кирдина институциональная модель политической системы России //http://kirdina.ru/sitemap.shtml
Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ, - СПб, 1995.; Сморгунов Л В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. - СПб., 1999.; Федосеев А.А.Основы политологии,- М., 1995; Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. I, 2. - М., 1992.; Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. и др.
Конституция РФ. - М., 1993; О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях, Российские и международные правовые документы. М., 1996; Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2000
6

Государственно-цер

Диссертация  Взаимоотношение государства и Русской православной церкви


400 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация