Авторская песня как поэтический жанр Диссертация по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Диссертация / Разное / Авторская песня как поэтический жанр

Готовые ???????????

Диссертация  Авторская песня как поэтический жанр

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:150.
Цена:500 руб.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………....3
Глава первая. ЛИРИКО-РОМАНТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В АВТОРСКОЙ ПЕС-НЕ (БУЛАТ ОКУДЖАВА) ……………………………………………...41
Глава вторая. ЭПИКО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖАНРА И ЕГО СВЯЗЬ СО "СМЕХОВОЙ" КУЛЬТУРОЙ (А. ГАЛИЧ, В. ВЫСОЦ-КИЙ)……………………………………………..…………………..89
Заключение……………………………………………………………….….138
Список использованной литературы……………………………….………152


Введение
Цель и задачи данной диссертации - анализ авторской песни как жанра русской поэзии советской эпохи, его описание, интерпретация и оценка в кон-тексте исторического времени и "шестидесятничества" как идейно-художественного явления.
Актуальность работы связана, прежде всего, с масштабами распростране-ния, массовой популярностью и новаторским характером авторской песни.
Научная новизна диссертации определяется историко-литературным подходом к теме, исследованием самого поэтического текста и его особенностей, предпо-лагающих в дальнейшем музыкально-исполнительскую оркестровку. Впервые делается попытка внутрижанровой структуризации авторской песни, а также сравнительного анализа сюжетных баллад Галича и Высоцкого, творческого метода поэтов.
Метод исследования - сравнительный анализ творчества отдельных представи-телей жанра, среди которых выделяются А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава. Исследование представляет собой сочетание историко-литературного и струк-турно-типологического принципов анализа. Теоретической и методологической основой диссертации являются работы по истории новейшей русской поэзии, стихосложению, теории литературы, истории и теории песни.
Практическая значимость работы заключается в сборе и введении в научный оборот материала по авторской песне, рассматриваемой как жанр русской по-эзии XX века. Результаты работы могут применяться при разработке вузовского лекционного курса истории русской литературы XX века, спецкурсов и спецсе-минаров по поэзии 1960-70-х гг.
Апробация диссертационного исследования состоялась на кафедре русской ли-тературы XX века Литературного института им. А. М. Горького. Материалы исследования использовались в докладе на международной конференции "Вла-димир Высоцкий и русская культура 1960-1970-х годов" (8-12 апреля 1998 г.), при проведении спецсеминаров и чтении спецкурса по истории русской литера-туры XX века в Литинституте им. А. М. Горького.
По теме диссертации опубликовано три работы.
Предмет исследования. Авторская песня как литературный жанр имеет две раз-новидности, два ярко выраженных начала: лирико-романтическое, получившее наглядное воплощение в песнях Булата Окуджавы, и эпико-повествовательное, представленное балладами Александра Галича и Владимира Высоцкого. Это очевидное разделение непосредственно повлияло на структуру данной работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо-ванной литературы, состоящего из 316 наименований.
Во введении обозначен выбор темы исследования, показаны её актуальность, научная новизна, определены задачи и практическая значимость исследования, дан ретроспективный обзор истоков жанра, анализируется проблема авторской песни в общественном сознании, поэтическом творчестве и литературно-критической полемике 1960-70-х гг.
Первая глава посвящена изучению лирико-романтического направления в ав-торской песне; исследуется творчество Булата Окуджавы.
Во второй главе рассматривается эпико-повествовательное движение жанра ав-торской песни на примере творчества Владимира Высоцкого и Александра Га-лича, а также исследуется его связь со смеховой культурой.
В заключении подводятся итоги исследования, приводятся общие выводы, дана характеристика сегодняшнего бытования жанра, обозревается творчество ново-го поэтического поколения, прогнозируются возможные пути развития автор-ской песни.
Степень изученности данной темы относительно невысока, хотя отдельные ас-пекты творчества Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича нашли отражение в статьях и монографиях. Комплексный анализ авторской песни как литературно-го жанра - дело ближайшей перспективы.
Термин "авторская песня" ещё не фигурирует в словарях, энциклопедиях и учебниках, но приблизительно с середины 1960-х гг. активно употребляется в прессе, в сообщениях и репортажах, в критических и полемических статьях, по-свящённых творчеству поэтов-"бардов". С начала 1990-х гг. появляются лите-ратуроведческие исследования поэзии Высоцкого, Галича, Окуджавы, и поня-тие "авторская песня", введённое в научный обиход, употребляется уже без скобок.
Понятие "барды", конечно, не слишком удачно, однако было необходимо про-вести разграничение с привычным определением "поэты-песенники", не подра-зумевающим сочинение мелодий к своим стихам и их авторское исполнение.
Формирование авторской песни как современного оригинального жанра полно-стью совпадает по времени с эпохой так называемой "оттепели"; расцвет "пер-вой волны" авторской песни приходится на начало 1960-х гг. Вследствие поте-пления политического климата и ослабления цензуры происходит постепенное оживление общественной и культурной жизни, литературного процесса. В об-щественном самосознании возрастает роль индивидуальных, личностных на-чал, интерес к жизни "частного человека".
Поэтическое творчество в начале шестидесятых приняло воистину массовый характер. Студенческая молодёжь рубежа пятидесятых-шестидесятых была ох-вачена лирическим настроением, желанием высказать что-то своё, личное, по-делиться, объясниться и реализоваться в собственных глазах и в глазах читате-ля, слушателя, зрителя. Отсюда стремление к публичности, легальности, работа напоказ, с трибуны, с кафедры, с эстрады. Отсюда публицистичность и полеми-ческий задор молодой поэзии, её зависимость от декламации. Отсюда вкрапле-ние в лирику эпических и драматургических элементов. Как писал позднее поэт Давид Самойлов, "пришло свежее поколение со свежим кругом ощущений и мыслей, которые в ту пору были очень близки ощущениям и мыслям общества. Поэзия сформулировала то, что хотело сформулировать для себя общество. И общество откликнулось на это".
Поэзия вышла на стадионы и площади. Традиционными стали концерты моло-дых поэтов в Большом зале Политехнического музея и поэтические митинги возле памятника Маяковскому. Агитатор Маяковский "прорастал" в поэтиче-ской публицистике Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, явля-ясь одним из символов шестидесятничества. Однако общественный резонанс вызывали не только стихи на злобу дня. Творчество Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Б. Ахмадулиной, Е. Винокурова, А. Межирова давало новое дыхание классиче-ским поэтическим формам. Получили выход к массовому читателю "тихие ли-рики" (Владимир Соколов, Николай Рубцов). Да и у Евтушенко в те годы было немало чисто лирических стихотворений.
Переживала подъём военная проза: В. Некрасов, В. Быков, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Активно обсуждалась критикой "молодая проза" - произведения В. Аксёнова, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Войновича; лирическая проза Ю.Казакова. "Новый мир" напечатал "Один день Ивана Денисовича" Ал. Сол-женицына. Во второй половине 1960-х на страницах литературных журналов появилась "деревенская проза" В.Белова, В. Шукшина, В. Распутина, Б. Можае-ва. Для литературы "оттепели" (и в первую очередь для поэзии) свойственна стихия лиричности, новаторских поисков, тяга к самореализации личности, обострившееся внимание к конкретному человеку, к его проблемам и пережи-ваниям, и, конечно же, активное желание говорить и слышать правду. "Глав-ным наступательным оружием новых сил было требование писать правду, отстаивание права на правду . Пытались разобраться, что же произошло, что же происходит в стране и в душах людей. Молодая поросль реза-ла правду-матку открыто, напрямую, полагая, что былые времена окончились, как кончается постылая вьюжная непогода" .
Об отношении советского общества периода "оттепели" к поэзии красноречиво говорит полемика тех лет, многочисленные дискуссии на литературные темы, происходившие в периодике. Так, широкий резонанс в обществе вызвала дис-куссия о "физиках" и "лириках" . Некоторые её участники настаивали на том, что человек эпохи НТР живёт творчеством разума, а не чувства: "Хотим мы этого или нет, но поэты всё меньше владеют нашими думами . Искусство отходит на второй план - в отдых, в досуг", - заявлял зачинщик полемики ин-женер В.Полетаев . "Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне", - шутли-во откликался на эту ситуацию Б.Слуцкий. Полетаев был не одинок в своих су-ждениях, но реальность общественной ситуации 1960-х гг. доказала обратное. "Техницистам" активно возражали гуманитарии: "Это разговор о нашем гума-низме, о тенденции его развития, то есть о таком неизбежном синтезе, который снимет антиномию поэзии и физики", - подчёркивал П.Антокольский . Дискус-сия показала, что нет оснований наивно противопоставлять науку и поэзию. Уже в 1961 г. Н.Рыленков констатировал: "Ещё два-три года тому назад заме-чалось некоторое охлаждение читателей к стихам, которое кое-кто готов был принять чуть ли не за своеобразное знамение времени, за симптом спада в век кибернетической техники интереса к искусству вообще . С каждым днём мы всё больше и больше убеждаемся, что почти фантастическое развитие тех-ники вызывает не ослабление, а как раз наоборот - повышение интереса к ис-кусству, в том числе и к поэзии" . Примечательно, что именно научно-техническая интеллигенция и выступила в качестве основного читателя и по-требителя поэзии, а многие "физики" писали стихи, песни и даже прозу. Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок дискуссии вокруг статьи Полетаева, был неожиданным: "ветка сирени" оказалась нужна и "в космосе".
В периодике 1960-х гг. разворачивались и многие другие дискуссии - о "совре-менном стиле" (1960 г.) , о жанре поэмы (1965 г.) , о "гражданственности по-эзии" (1967 г.) . Одной из центральных была проблема традиции и новаторства. Она возникла в спорах об эпохе и герое, о народности, о стилевом разнообра-зии. Ряд дискуссий и анкет был прямо обращён к теме литературной преемст-венности. О поисках и новаторстве в обл

Диссертация  Авторская песня как поэтический жанр


500 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация