Национальные особенности формирования экологической культуры горских народов Реферат по экологии и природопользованию | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Реферат / Экология и природопользование / Национальные особенности формирования экологической культуры горских народов

Готовые ????????

Реферат  Национальные особенности формирования экологической культуры горских народов

Предмет:Экология и природопользование.
Кол-во страниц:27.
Цена:400 руб.

Содержание:

Для понимания культуры народов и человеческого опыта в целом духов-ные аспекты культуры столь же важны, как материальная культура и социаль-ная организация. Под духовной культурой понимается весь идеальный матери-ал, производимый обществом. Он имеет свою собственную историю и придаёт культуре её отличительность, даже если материальные жизни, особенно в со-временных обществах, могут быть очень схожими. Многие народы, прожи-вающие в одинаковых природных условиях, могут иметь очень разные миро-представления, религиозные верования, ритуалы и мифологию. Хотя имеются определённые универсальные характеристики религиозных систем и верова-ний, именно их разнообразие и неповторимость представляют первостепенный интерес для науки и общественной практики.
Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, какое мо-ральное значение люди придают определённым элементам культурной среды. Для понимания культурной идентичности народа необходимо учитывать лежа-щую в основе его мировидения систему ценностей .
Культурное многообразие проявляет себя в том, как люди выражают цен-ности через особые символы, через которые всегда выражаются и религиозные представления, и поэтому важно понимание значения символов и их связи с ре-лигиозными верованиями.
По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарно-рациональных, стали появляться и духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, её обожествлении. По мнению выдающегося этнографа и историка культуры XIX века Э.Б.Тэйлора, то обстоятельство, что целый народ имеет свой особый костюм, особые орудия и оружие, особые брачные и имущественные законы, особые нравственные и религиозные учения, представляет замечательный факт, на который мы обра-щаем так мало внимания лишь потому, что мы провели всю нашу жизнь в этой среде.
Рассматривая тему природоохранных традиций, нас главным образом интересует уровень экологического знания, культурного осмысления окру-жающей среды как составной части бытовой культуры, находящейся во взаи-мосвязи с другими аспектами жизни. Здесь одинаково важны степень глубины познания окружающей среды, её рациональная, потребительская сущность и процессы формирования традиционных форм отношения к природе, средства и способы их освоения. Какие понятия и поверья существуют в народе, какой представляется человеку живая природа? Поведенческие аспекты экологиче-ского знания, как правило, дополняются рядом правил, носящих ритуально-культовый характер. Эти действия носят определённое знаковое содержание, которое в первую очередь указывает на то, что люди, прибегающие к ним, яв-ляется членами одной культурной общности.
Естественно-природные условия в докапиталистический период созда-ют базу для социально-хозяйственного и экономического развития общества. В самых различных частях земного шара возникают сходные хозяйственные и культурные ценности и наоборот. На основе географически-ландшафтных ус-ловий развиваются социально-экономические отношения, возникает культура и происходит становление всей цивилизации. Тем не менее, взаимодействие че-ловека с природой у каждого народа имеет свои особенности, и в этом проявля-ется своеобразие традиционной культуры народа. Такое взаимоотношение в свою очередь позволяет рассматривать нацию и среду его обитания как опреде-лённую целостность – этноэкологическую систему.
Важным средством формирования нового экологического идеала может стать традиционная экологическая культура осетин, формировавшаяся в тече-ние многих веков в условиях вынужденного замкнутого проживания в суровых горных ущельях Северного Кавказа. Исторически сложившийся уклад жизни выработал устойчивые стереотипы поведения осетин, направленные на дости-жение и сохранение равновесия между антропогенной активностью и приро-дой. В процессе жизнедеятельности горских «обществ» сложилась «интраверт-ная модель обеспечения экологических норм и жизнедеятельности», при кото-рой усилия всего населения «обществ» направлялись на поддержание природо-хозяйственного равновесия. Такая модель обеспечивала гармоничное сосуще-ствование природной и этносоциальной систем.
Национальная культура осетин, как и многих других народов, сформи-ровалась под влиянием определяющей жизнь и быт связи человек-природа. Экстремальные условия горных территорий приучили народы Кавказа к подчи-нению законам среды, в которой они обитали. Именно поэтому национальная культура изначально строилась на таких фундаментальных основах как труд, бережное отношение к природе и разумное природопользование, нравствен-ность и уважением к человеку как носителю народной мудрости, забота о его здоровье.
В горской культурной традиции о природе и человеке и образе их отно-шений писали и пишут давно и много в отечественном и зарубежном осетино-ведении, но каждый новый период в истории с его новыми проблемами и но-выми взглядами требует своего осмысления, казалось бы, уже давно изученных тем. Этого же требует и развитие научного знания.
Горская народная мудрость, являясь основой общей культуры нации, от-ражает непреложные общечеловеческие ценности – моральные нормы и прин-ципы сосуществования человека с природой. Традиция взаимодействия с при-родой горского народа уходит корнями в далёкое прошлое. Для предков осетин природа была вторым домом, они всегда осознавали ценность природы и бе-режно относились к ней. В то же время она являлась воспитателем и покрови-телем народа, учила трудолюбию, наблюдательности, помогала выжить в труд-ных условиях. Весь традиционный образ жизни горцев определялся специфи-кой конкретных климатических и природно-географических условий, в кото-рых протекала национальная жизнь. Многие стороны культуры, быта, психоло-гии национально специфичны именно благодаря своеобразию окружающей природной среды.
Кроме того, частная тема «Природоохранные традиции осетин как основа формирования экологической культуры» является одним из звеньев большой, общей темы «Природоохранные традиции мира как основа формирования эко-логической культуры», и изучение её даёт возможность для познания её в кате-гориях «общего», «особенного» и «частного» в культурном опыте человечества и, что особенно важно для нас, в сравнении с культурными традициями горных регионов зарубежья.
Рассматриваемая тема представляет интерес и в связи с глобальными проблемами наших дней, и, прежде всего с ухудшением состояния окружаю-щей природной среды. На Западе в последние десятилетия возникла «экологи-ческая философия» (environmental philosophy»), чьё появление на свет связано с этим кризисом. Одна из причин его, пусть и не самая важная, - долгое небреже-ние религиозными, этическими и социокультурными аспектами отношений че-ловека и природы, на которые и пытается обратить внимание новое направле-ние философии, а также культурологи, антропологи, этнографы, религиоведы и другие специалисты, занимающиеся изучением этих аспектов в культурах раз-ных народов мира. Культурное наследие горского народа раскрывает величай-шую глубину традиционных ценностей, оказывающих непосредственное воз-действие на формирование нравственных качеств и развитие духовности поко-лений. В современных условиях возрастает потребность в сохранении и попу-ляризации обычаев и традиций народа, составляющих его национальную гор-дость и отражающих его мировосприятие.
Народная мудрость находилась в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими зна-ниями. Понимание сути природных явлений и процессов в окружающей среде приблизило осетин к глубокому осмыслению объективной действительности и, как следствие, предоставляло возможность создания собственной системы эко-логических знаний. Так, «гармония природы перерастала, при условии созна-тельной деятельности взрослых, в совершенство личности, способной не только созерцать и объяснять природу, но и активно преобразовывать её. Именно в этом преобразовании окружающей действительности – природы и общества – и состоит высший смысл гармонического совершенства человеческой лично-сти».
Для передачи понятия «природа» осетины обыкновенно пользуются словом «ардз» (в выражении родительного падежа переводится как «от приро-ды», «от рождения»). Природная среда Северной Осетии с её отличительными чертами – преобладанием горного ландшафта, обилием источников, горными лесами, климатическими особенностями – предопределяет представления осе-тин о природе, а не деятельность человека как субъекта культуры в этой среде.
Усваивая народные запреты, предписания экологического характера, горцы становились носителями нравственных устоев жизнедеятельности. Важ-ным в содержании развития горцев считались знания, умения и навыки по вы-полнению разных видов труда, связанных с сельскохозяйственным производст-вом, всецело зависящим от «капризов» природы. Поэтому в процессе усвоения знаний формировался определённый подход к познанию разнообразия природы и объяснению природных явлений. С крестьянским хозяйством связано изуче-ние рельефа земли, ознакомление с флорой и фауной, на основе чего у горцев возникла и медицина.
В условиях сурового климата горных ущелий тяжесть жизни способст-вовала укреплению в сознании осетин-горцев различных суеверий и предрас-судков, для которых была характерна неоформленность и мистическая неопре-делённость содержания. Среди переселенцев на плоскость эти суеверия сохра-нились в значительно меньшей степени.
Одной из особенностей национальной культуры является наличие у гор-ского народа природоохранных традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Религиозное мировоз-зрение осетин, как и любого народа, складывалось в течение многих веков. Оно имеет несколько различных пластов, возникших в разные эпохи и в разной эт-нической среде. Наиболее значимыми и красочными из них следует считать ве-рования, сформировавшиеся на сугубо местной (кавказской) почве и отличаю-щиеся весьма близким сходством с религиозными верованиями соседних наро-дов.
Первичные природоохранные традиции,

Реферат  Национальные особенности формирования экологической культуры горских народов


400 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация