Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся Реферат по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Реферат / Педагогика / Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся

Готовые ????????

Реферат  Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:30.
Цена:500 руб.

Содержание:

Рассмотрим, как определяются понятия «развитие личности», «самостоятельность» в философской и психологической литературе.
Современная философия рассматривает личность как целостное образование, которое формируется под воздействием производственных отношений, среды, деятельности и общения. В философском словаре, по интересующей нас проблеме, имеются соответствующие понятия и категории:
«...Каждый индивид как Личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания... Социологические и психологические исследования, рассматривающие личность в развитии на всем протяжении ее жизненного пути, показывают, с одной стороны, ее устойчивость, а с другой - пластичность и способность к самоизменению Это имеет важное значение для этики, педагогики и других наук, а также для практики воспитания...».
«Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение...В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры...». «Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания...».
«...Категория качества выражает определенную ступень познания челове-ком объективной реальности».
«Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности... Оно тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления.
«Самодвижение находит свое выражение преимущественно в открытых и целостных системах, в которых осуществляется не просто самодвижение, а са-моразвитие (т.е. самодвижение, сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие и самодвижение — неотъемлемые моменты диалектико-материалистической концепции развития, которая «...дает ключ к «самодвижению» всего сущего...» и является «условием познания всех процес-сов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни...».
«...Процессы саморазвития выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особен-ность процессов саморазвития - их целенаправленный, но вместе с тем и естест-венный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды...». «Свобода - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей..., выбирает..., принимает решения со знанием дела».
Личность - это человеческая индивидуальность, как говорит Э.В. Ивлен-ков, которую путать с индивидуальностью биологической никак не следует. Биологическая индивидуальность становится человеческой только в результате и в процессе «производственной обработки» и «самообработки», т.е. воспитания, обучения, собственного более-менее активного и сознательного участия в жизни человечества. Каждый из нас включен в «ансамбль всех общественных отноше-ний» еще до рождения, в эмбриональный период, поскольку поэтому социаль-ные факторы действуют на нас и детерминируют нашу жизнь прямо-таки с мо-мента зачатия, постольку мы уже с самого начала участники «ансамбля всех об-щественных отношений, но до поры до времени бессознательные участники, такие же, как все животные, так или иначе вовлеченные человечеством в его дея-тельность. Следовательно, стоит сделать еще одну оговорку: личностью приходится признать не всякого участника «ансамбля всех общественных отношений», а только активного, более-менее сознательного участника. Но что это будет за участник, может быть, в немалой степени предопределено социальными факто-рами еще до появления участника на свет. Э.В.Ивленков настаивал на том, что талантливыми не рождаются, а становятся, и если становятся не все, то не вслед-ствие несправедливости природы-матушки, а вследствие безответственности и прочих несовершенств общества-батюшки, превращающего талант в привилегию для двадцати или даже для шести процентов своих членов. Дело не в досто-верности «статистики талантливости»...Дело в нашей собственной ответственно-сти за этот факт (как именно включается ребенок в «ансамбль всех обществен-ных отношений», что именно представляет собой этот «ансамбль» и какие имен-но личности получаются при включении в него). Проблема не в соотношении биологического и социального, а в мере ответственности людей за себя и друг за друга.
Детскую активность надо формировать, а значит формировать способность к саморазвитию в смысле самосозидания, самотворчества, на первых порах бес-сознательного, стихийного. Из ребенка ничего нельзя «вылепить» именно пото-му, что ребенок «лепит» себя сам, своими собственными усилиями, пусть и спровоцированными, направляемыми руководимыми педагогами. Это и есть са-моразвитие. Сначала провоцируемое и направляемое, а затем, возможно, и соз-нательное. Но в любой отдельно взятый момент ребенок - субъект собственного развития, а не объект воздействий, якобы безразличный к тому, кто и как на него «воздействует», кто и как его «лепит». Ребенок — сотрудник взрослого, пусть до поры до времени и невольный... Ребенок, опредмечивая (интериоризируя) куль-туру в себе, тут же распредмечивает (экстериоризирует) себя в новом, более вы-соком качестве своей личности, на новом, более высоком уровне саморазвития, с которого только и возможно дальнейшее движение. Это движение не отменяет необходимости руководства, наоборот, предполагает его; но в том-то и дело, что ребенок сам движется под направляющим руководством. Ребенок всегда соуча-стник, сотрудник, главный союзник взрослого руководителя, без обращения к собственной активности которого какое бы то ни было «руководство» невоз-можно - просто нечем «руководить».
Вообще, в полном соответствии с основными законами диалектики, проти-воположности предполагают друг друга, превращаются друг в друга, осуществляются, реализуются друг через друга. Одно возможно только благодаря друго-му...: и провоцирование с руководством, и собственные попытки; и развитие и саморазвитие; и интериоризация, и экстериоризация; и опредмечивание, во-площение, и распредмечивание; и раскрытие, и самораскрытие,- но не того, что заложено в «генах папы и мамы», а того, что заложено в совместно раз-деленной деятельности (которую, подчеркивая, что «дозируется» именно взрос-лая активность, именно « руководство». «Сначала взрослая активность равна единице, в конце - нулю; сначала детская активность равна нулю, в конце — единице».
Личность, в трудах Карла Маркса, исходя из концепции человека, понима-ется как органичная система. И эта органичная система изначально задана про-тиворечием «индивид — род». Разрешение этого исходного противоречия по-средством деятельности и рефлексии приводит к саморазвитию личности, к то-му, «что и практически, и теоретически он (человек) делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей..., что он относится к самому се-бе... как существу универсальному и потому свободному». Но прежде деятельно-сти, прежде рефлексии исходное противоречие задает формирование потребно-стей, наличие, напряжение и динамика которых указывают нам на само наличие противоречия. Прежде всего, стало очевидным, что побуждение к действию все-гда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, опре-деляет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут сти-мулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту, которую они удовлетворили в предшествующем опыте человека. Существенной потребностью, определяю-щей становление индивида как личности, является потребность человека в само-осуществлении и самосовершенствовании, потребность в универсальности. Лич-ность развивается в процессе собственной активной деятельности.
Ребенок есть индивид (организм), несущий в себе лишь потенции стать личностью. И только другие люди через деятельность, связующую ребенка с ни-ми, образуют второй элемент системы («индивид-род»), который и определяет развитие индивида в личность. Другими словами, достичь универсальности личность может, только освоив универсум деятельности. Именно в деятельности (и рефлексии как деятельности особого рода -внутренней, теоретической, имею-щей дело с образами и понятиями) находит свое разрешение исходное противо-речие и происходит развитие личности.
Возникновение же самодвижения потребностей высокого духовного по-рядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного фор-мирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к её распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активного и непрекращающегося совершенствования личности.
Следовательно, полноценное формирование человеческой личности ре-шающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потреб-ности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом.
Понятие «деятельность» многозначно. В обычном словоупотреблении «деятельность» понимается как всякого рода практическая активность человека; это значение закрепляют толковые словари: деятельность есть «работа, занятие в какой-либо области»...В книге «Человеческая деятельность» М.С.Каган пишет: «под деятельностью следует понимать способ существования человека и соот-ветственно его самого правомерно определить как действующее существо...».
И ТАК ДАЛЕЕ

Реферат  Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся


500 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация