Гибкость-ригидность мышления и эффективность решения диагностических задач Курсовая работа по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Курсовая работа / Психология / Гибкость-ригидность мышления и эффективность решения диагностических задач

Готовые ???????? ??????

Курсовая работа  Гибкость-ригидность мышления и эффективность решения диагностических задач

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:50.
Цена:1 100 руб.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Современная психология процессов мышления
1.2. Гибкость и ригидность мышления
1.3. Феномен стереотипизации мышления как проявление ригидности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложения

Введение

Актуальность темы.
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде.
В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму.
Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п.
Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.
В основе мышления лежат операции анализа и синтеза, однако каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношений человека к совершаемой деятельности.
Психодиагностические методы позволяют выявить достаточное количество характеристик мышления: его быстроту, зависимость от установки, гибкость или, наоборот, ригидность, т.е. затрудненность субъекта в изменении программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки.
Цель курсовой работы: рассмотреть гибкость и ригидность мышления и эффективность решения диагностических задач.
Объект исследования: мышление как процесс.
Предмет исследования: гибкость и ригидность мышления как его характеристики.
Задачи:
1) проанализировать понятие ригидности мышления и подходы к изучению мышления;
2) провести эмпирическое исследование гибкости и ригидности мышления;
3) сделать выводы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.
.............
Обследование проводилось в г. Москве. Были обследова¬ны 40 младших школьников в возрасте 8-10 лет, среди них 20 мальчиков и 20 девочек.
Методики исследования:
1. Тест Е.Торренса, вариант в модификации Е.Е.Туник.
Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гил-форда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно дополненные и разви-тые в работах профессора Е.П. Торренса - директора Центра изучения креатив-ного поведения и декана факультета психологии Университета штата Джорд-жия (США).
Тест состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих от-дельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уро-вень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития об-разной креативности в большей степени связан с врожденными биологически-ми особенностями человека.
Е.П. Торренс обратил основное внимание не на продукты, а на сам про-цесс творческого мышления. Тест были разработаны в связи с задачами образо-вания, как часть продолжительной исследовательской программы, методиче-ской работы с учащимися, стимулирующей их творческие способности.
Показатели по всем частям текста определяются факторами, установлен-ными в исследованиях Дж. Гилфорд, а именно: легкость, гибкость, оригиналь-ность и точность.
Тесты Е.П. Торренса созданы в 1966 году. Все тесты сгруппированы в вербальную и невербальную батареи. Первая батарея обозначается как словес-ное творческое мышление, вторая – изобразительное творческое мышление. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную пси-хологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время под-черкивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для ис-пользования во всех классах школы.
Тест предназначен для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить пред-ложения.
Невербальными тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко рас-крашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использова-ние параллельных линий или кругов для составления изображений. Надежность тестов очень велика – от 0,7 до 0,9. Вербальные более надежны, чем изобрази-тельные.
«Дорисовывание».
Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Подумай, что из этого может по-лучиться и закончи, пожалуйста, рисунок.
Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечают, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания де-тям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого задания ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.
Обработка результатов: Беглость связывают с общим количеством отве-тов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0 (если ребенок отка-зывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных кате-горий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания – 0 баллов, максимальное количество баллов – 3 (при использовании нескольких катего-рий). Оригинальность разных категорий оцениваются по баллам:
1 – звери, пища, транспорт;
2 – игрушки, человек;
3 – герои сказок, одежда, птица, растения;
4 – мебель, рыбы;
5 – насекомые, техника;
6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постель-ные принадлежности.
Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка – важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисо-вать, воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепле-нии овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания – 0 баллов. Дори-совывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается тра-диционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным кон-туром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) – 3 балла. Рисунок со-держит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его те-му, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром – 5 баллов.

Курсовая работа  Гибкость-ригидность мышления и эффективность решения диагностических задач


1 100 руб.

 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация