Реферат Коммуникативная стилистика текста по филологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Филология / Реферат Коммуникативная стилистика текста

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Коммуникативная стилистика текста

Предмет:Филология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Специфика любого научного направления определяется своеобразием его целей и задач, наличием своего предмета исследования, основных понятий и категорий, оригинальной методики. Особый интерес представляют различ-ные направления современных стилистических исследований в связи с насущ-ной потребностью в разработке речеведения вообще и текстоведения в частно-сти.
В задачи статьи входят определение и систематизация основных понятий и категорий одного из новых направлений функциональной стилистики - ком-муникативной стилистики текста, формирующейся на стыке с другими нау-ками, комплексно анализирующей целый текст как форму коммуникации и яв-ление идиостиля (см. подробнее: [4; 5]). Комплексное изучение текста в дан-ном случае предполагает исследование лингвистических и экстралингвистических факторов общения, связанных с порождением текста и его интерпретацией. Лингвистические факторы общения включают отбор и организацию языковых средств разных уровней в их текстовом воплощении с уче-том не только языковой системы, "стоящей" за текстом, но и речевой системности, обусловленной авторским замыслом (см. о ней в работах М.Н. Ко-жиной). К экстралингвистическим факторам общения относятся: личность ав-тора и адресата; цели и задачи, определяющие их первичную и вторичную коммуникативную деятельность; специфика сферы общения, характер ситуации; жанр и т.д.
В рамках коммуникативной стилистики текста деятельностный подход (см. о нем: [21]) связан с рассмотрением текста как продукта первичной коммуникативной деятельности автора и объекта вторичной коммуникативной деятельности адресата. Цель коммуникативной стилистики текста — разработка проблемы эффективности текстовой деятельности автора и адресата с учетом специфики их языковой личности, сферы общения, целей и задач, жанро-во-стилевых и других особенностей текста. Языковая личность автора интересует коммуникативную стилистику текста в аспекте идиостиля, проявляющегося в текстовой деятельности, в структуре, семантике и прагматике текста.
Поскольку особенно тесно коммуникативная стилистика текста связана с герменевтикой, прагматикой, психолингвистикой, можно говорить о трех ее основных направлениях, формирующихся на стыке с данными науками. Пер-вое предполагает изучение смыслового развертывания текста на основе зало-женной в нем смысловой программы как проявления не только авторской ин-тенции, но и идиостиля автора и его концептуальной картины мира.
Второе направление, развивающееся под влиянием прагматики, ориентировано на разработку теории регу-лятивности, включающей анализ того, как организуется познавательная деятельность читателя средствами текста. Под влиянием психолингвистики и прежде всего теории речевой деятельности формируется третье направление, связанное с теорией текстовых ассоциа-ций. На их основе создается представление о разных аспектах текста и его смысле в сознании адресата (подробнее о задачах коммуникативной стилисти-ки текста и ее направлениях см.: [4; 5].
Своеобразие коммуникативной стилистики текста наглядно проявляется в результате сопоставительного анализа ее ключевых понятий и категорий, во-первых, с основными понятиями стилистики в целом, о которых идет речь в базовом учебнике М.Н. Кожиной [14]; во-вторых, с центральными понятиями стилистики текста в рамках структурно-типологического подхода к нему, разработанного В.В. Одинцовым [20], функционально-типологического подхо-да, представленного в пособии Г.Я. Солганика [22], функционально-стилистического направления в исследовании текста, отраженного в работах пермских ученых (ср.: [15]). Все эти концепции объединяет общий объект ис-следования (текст) и стилистический аспект его анализа при определенном различии целей и задач.
К основным понятиям стилистики, изучающей употребление, функцио-нирование языковых средств в разных сферах общения, М.Н. Кожина относит такие, как стилистическая коннотация (стилистическая окраска, значение); стилистические средства; стилистический узус; стилистическая парадигма; стиль; речевая системность функционального стиля; стилевые черты; сти-листическая норма. Все они отражают типовые варианты функционирования языковых средств в типовых условиях. Ядерным, фокусирующим все осталь-ные, несомненно, является понятие функциональный стиль. Успехи функцио-нальной стилистики, получившей четкие контуры в работах М.Н. Кожиной, стимулировали возникновение в рамках этого направления стилистики тек-ста. В ее становлении и развитии сыграла свою положительную роль книга В.В. Одинцова [20]. Основное внимание в ней автор сосредоточивает "на ком-позиционно-стилистической структуре текста" [20, с. 4]. По мысли исследователя, основу стилистики текста "должна составить теория композиции" [20, с. 34]. Под композицией "понимаются не только формы соотнесенности раз-личных стилевых планов внутри текста, но и типовые схемы развертывания те-зиса" [20, с. 34].
Изменение подходов к анализу материала (от функционально-стилистического к структурно-стилистическому и типологическому в рамках кон-кретных текстов) позволило существенно расширить представление о том, как устроен текст. Среди ключевых понятий стилистики текста в рамках данной концепции можно назвать такие, как композиция, конструктивные приемы; структура текста; функция; функционально-смысловые типы речи; стили-стические эффекты; структурные принципы текста. Интерес к структуре текста составляет сильную сторону концепции В.В. Одинцова, однако данный подход оказывается недостаточным, учитывая многоаспектность феномена "текст".

Реферат Коммуникативная стилистика текста

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация