Реферат Интуиция и воображение по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Реферат Интуиция и воображение

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Интуиция и воображение

Предмет:Разное.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История формирования предметного поля исследования интуиции
и воображения………………………………………………………………….7
2. Интуиция, дающая истину……………………………………………………12
3. Творческая интуиция………………………………………………………….16
4. О роли интуитивного и воображаемого в научном и экономическом
мышлении………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………………...26


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что осознание интуиции и воображения в процессе познания невозможны без творческого подхода к решению любой задачи. Когда исследователь пытается узнать, понять что-то новое, он сталкивается с целым рядом проблем, связанных, прежде всего, с особенностями его психологического состояния, а также пониманием им задачей и целей, т.е. для чего ему нужно познавать, зачем открывать и узнавать новое. Понимание целей познания настраивает наше мышление, и мы работаем более продуктивно и конструктивно. И в этом смысле любая созидающая деятельность всегда оказывается неповторимой, как по методам осуществления, так и по результатам.
Попытки отрефлектировать интуицию и воображение чаще всего не позволяют отделить внешнее от внутреннего, объективную видимость от подлинных оснований мыслительного процесса.
При этом непосредственность интуиции и воображения мыслится как результат субстанциального единства познающего субъекта с объектом познания. И в этом контексте становится особо актуальным прояснение скрытых механизмов так называемой интуиции, подлинного соотношения непосредственного и опосредованного в познании.
Тенденция расценивать непосредственные способы познания - интуицию, откровение, сверхчувственное восприятие и воображение - как единственный путь к истине, в противовес опосредованному познанию, просматривается в науке от античности до наших дней. При этом видимость непосредственного и иррационального характера интуитивного познания и воображения создает почву для трактовки их в духе не только биологизма, но и в различных видах мышления.
При внешнем различии указанных трактовок непосредственного познания их объединяет общее методологическое основание, связанное с созерцательной установкой. И это делает важным соотнесение созерцательного и деятельного понимания процесса интуиции и воображения.
Недоверие к чувственному восприятию как способу познания истины берет свое начало еще в древние времена. Но истоки традиции детального исследования форм непосредственного познания находятся в научном поле зрения Нового времени. Именно в новоевропейском рационализме впервые ставится проблема соотношения непосредственного и опосредованного в познании и получает методологическую проработку идея интеллектуальной интуиции, дополняемой рассудочным мышлением.
Р. Декарт трактовал непосредственное познание (интуицию) как род созерцания, дающий моментальное, не дискурсивное и нерефлективное постижение сущности вещи. Б. Спиноза полагал интуицию высшим видом познания, признавая человека модусом субстанции Бога (Природы), составляющей основу бытия. В отличие от Спинозы, И. Кант отрицает наличие субстанциальной связи между бытием и мышлением. Тем не менее, считая процесс познания полностью опосредованным, он представляет его разновидностью мышления. И.Г. Фихте довел до логического завершения основные положения учения Канта, что позволило ему фактически создать новое учение. Главное новшество, введенное Фихте в теорию познания, состоит в том, что субъект у него из пассивного созерцателя становится созерцателем действующим. Созерцание и мышление - это лишь средства, обеспечивающие ему такую возможность. Формы мышления не даны человеку свыше, а представляют собой результат развития сознания, что возможно только при условии активного взаимодействия с реальностью.
Следующий шаг в осмыслении проблемы непосредственного и опосредованного в познании связан с анализом идеальной и реальной деятельностей и их диалектического снятия в учении Ф.В.Й. Шеллинга. Несмотря на то, что Шеллинг представляет себе интуицию как схватывание и даже откровение, он находит место опосредствующей роли деятельности даже в «непосредственном» иррациональном постижении Абсолюта. И, наконец, Г.В.Ф. Гегель впервые предлагает историческую трактовку сознания, а также впервые вводит в логику и теорию познания практическую деятельность человека как основу формирования человеческого отношения к миру на ранних этапах развития сознания.
В отечественной литературе сквозь призму метод материалистической диалектике также предполагалось определенное решение вопроса о характере и сути познавательного процесса. Марксистские идеи в области логики и теории познания были развиты в ХХ веке в трудах советского философа Э.В. Ильенкова . В 1980-90-х гг. особый акцент на роли продуктивного воображения в формировании человеческих способностей, был сделан в работах Г.В. Лобастова, С.Н. Мареева, Ф.Т. Михайлова, Л.К. Науменко .
Параллельно с этим в отечественной и зарубежной литературе ХХ века шло исследование идей интуитивистов А. Бергсона и Н.О. Лосского, у которых мы находим наиболее подробный анализ проблемы непосредственного познания. Серьезный анализ работ Бергсона представлен, в частности, в трудах В.Ф. Асмуса, И.И. Блауберга и других авторов . В.Ф. Асмусом предложено также объяснение возможности интуитивного познания на основе системы знаний, опосредствованной опытом и теорией.
Проблемы творческого мышления и воображения в это же время были проанализированы в трудах В.С. Библера, Ю.М. Бородая. Природе интуиции посвящены исследования В.Р. Ириной и А.А. Новикова, а также П.И. Карпова, показавших идентичность неосознаваемых процессов мышления процессам осознаваемым. В работах В.М. Межуева, Ф.Т. Михайлова, А.Н. Портнова, Е.Я. Режабека и других авторов представлено осмысление проблемы взаимовлияния культуры и интегрированного в нее индивида, проблемы формирования сознания последнего. Психологический аспект исследуемой проблемы может быть рассмотрен на основе трудов Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, применивших предметно-деятельностную концепцию развития мышления и познания в психологии. В этом ряду стоит указать на работы В.В. Давыдова, педагогическая теория которого основывается на той же концепции. В работах В.С. Швырева уделяется особое внимание изменению типа рациональности при переходе от классической к неклассической эпохе. В.А. Лекторским предложен развернутый анализ классического и неклассического этапов развития эпистемологии. В работах Д. Кэмпбелла и И.П. Меркулова выведены основные положения когнитивно-эволюционного подхода.
Работы перечисленных авторов можно рассматривать в виде методологической основы анализа интуиция и воображении в научном и экономическом мышлении.
Исходя из вышеизложенного, цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные подходя к пониманию интуиции и воображения, в том числе и относящиеся к деятельности в научной и экономической сферах.
С учетом цели исследования основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть генезис научных представлений об интуиции и воображении.
2. Охарактеризовать роль интуиции в процессе выявления истины.
3. Определить связь воображения с творчеством.
4. Показать роль интуитивного и воображаемого в научном и экономическом мышлении

Реферат Интуиция и воображение

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация