Диплом Тема природы в произведениях Тургенева ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ по литературе | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Литература / Диплом Тема природы в произведениях Тургенева ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Тема природы в произведениях Тургенева ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Предмет:Литература.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. «Таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков
1.1 Методологические идеи сравнительно-исторического и биографического подходов в оценке «таинственных повестей»...
1.2 «Таинственные повести» в мифопоэтическом аспекте………
Глава 2. Образ природы в творчестве И.С. Тургенева
2.1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева…………..
2.2. Роль природы в повести «Поездка в полесье», «Разговор»…..
2.3.Философские картины природы в стихотворениях и в прозе
И.С. Тургенева………………………………………………………..
2.4. Мистическое изображение природных сил в рассказе
«Довольно»……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использования литературы………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты природы побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.
В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение характерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.
Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность
Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.
Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей многогранностью.
Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство любви к родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).
Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.
Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.
Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Именно таинственная сущность природы занимает особое место в творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».
Тема «таинственных повестей» Тургенева исследована достаточно широко (Л.Н. Осьмакова, И.К. Кузьмичёв, П.А. Николаев, В. Фишер, А.И. Незеленов и др.). Мифопоэтический аспект «таинственных повестей» рассматривается в работах таких исследователей, как Г.Б. Курляндская, Г.А. Бялый, В.М. Головко, Л.В. Пумпянский, В.А. Дмитриев, Р.Н. Поддубная, Г. Швирц, А.Б. Муратов, Е.К. Созина, В.Н. Топоров, В.В. Ильина, В.А. Смирнов, Ю.И. Юдин, В.С. Краснокутский, К.Г. Юнг и др.
Необходимо отметить, что в содержании «таинственных повестей» проблема фантастичности природы тесно переплетена непосредственно с мировоззренческой проблемой самого писателя, у которого отмечается чуткое отношением к сфере чудесного, что являлось причиной рационального осмысления проявлений данной сферы.
Хотя тема таинственной и мифопоэтической сущности природы в произведениях Тургенева освещена глубоко и многосторонне, тем не менее, в некоторых произведениях она раскрыта недостаточно, что и подтверждает выбор и актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования – раскрыть особенности изображения природы в творчестве И.С. Тургенева.
Задачи исследования:
- отразить взгляд на «таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков; рассмотреть мифопоэтический аспект «таинственных повестей»;
- выявить роль природы и особенности его изображения как в творчестве писателя в целом, так и в повести «Поездка в полесье», «Разговор»;
- дать характеристику философских картин природы в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева;
- рассмотреть особенности мистического изображения природных сил в рассказе «Довольно».

ГЛАВА 1. «ТАИНСТВЕННЫЕ ПОВЕСТИ» В КРИТИКЕ
И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1.1. Методологические идеи сравнительно-исторического и биографического подходов в оценке «таинственных повестей»
Вопрос о художественной природе «таинственных» мотивов в ряде произведений Тургенева важен для понимания не только идейно-художественного содержания конкретных произведений, но и для прояснения новых проблемно-тематических тенденций, которые особенно отчетливо проявились в творчестве писателя в 1860-1880-е годы. Вопрос этот является также частью более широкой проблемы, связанной с природой и функцией фантастического в художественной системе реализма в целом.
«Таинственные повести», по признанию тургеневедов, наиболее трудные для анализа и изучения произведения писателя. В этом цикле Тургенев проявил пристальный интерес к загадкам бытия и человеческой психики, проблемам иррационального в жизни человека и природы. В 1860-1880-е годы явления такого рода как: гипноз, телепатия, галлюцинация, генетическая память и другие только начинают находить научное объяснение в трудах ученых-физиологов и психиатров.
Для Тургенева особенности психической жизни человека составляют сферу таинственного аспекта бытия, что и находит свое отражение в поэтике его произведений как явления фантастического порядка, реализуемое через введение неких «странных», «призрачных», «мистико-фантастических» мотивов. В результате образуется сложная и многофункциональная в художественном плане категория, имеющая исключительно психофизиологическую природу.
Как известно, современная писателю критика, за редким исключением, восприняла фантастическое в «таинственных повестях» достаточно поверхностно, не проанализировав художественную специфику и формально-содержательное наполнение этой категории. Общее непонимание вызвано и самим ее присутствием в новых произведениях признанного писателя-реалиста.
В связи с этим вызван вопрос о причине, по которой И. С. Тургенев обратился к теме «таинственного» именно в период 1860-1880-х годов и, несмотря на множество негативных оценок, продолжал упорно работать над этой проблемой. В литературоведении и до настоящего времени нет прямого ответа на поставленный вопрос, тем не менее, все более очевидным становится присутствие косвенных факторов, которые, так или иначе, стимулировали внутреннюю мотивацию обращения писателя к этой теме.
Вторая половина ХIХ века ─ это расцвет естественнонаучной мысли в области психологии и психиатрии. «Это был момент, когда логика исследования потребовала от ученых шагнуть в совершенно неизведанную область изучения человека ─ психику ─ и признать действие на него психического фактора» .
Пристальному вниманию подвергаются такие категории как: подсознание, гипноз, телепатия, генетическая память и ряд других.
Новые научные тенденции стали своеобразным катализатором к развитию литературы в целом. «Это сказалось в расширении проблематики, в усиленной психологизации реалистической литературы, в активизации фантастических и детективных жанров в поисках новых художественных форм, в расширении возможностей реалистического метода» .
И. С. Тургенев не остался в стороне от актуальных проблем науки второй половины ХIХ века, его пытливый и чуткий ум осмысливал подобного рода явления с позиций художника. Он проникает в недра человеческой психики, с целью уловить ее внутренние колебания, способные так или иначе координировать восприятие реального мира и определять поведение человека. Происходят изменения и в творческом методе писателя, который, как нам представляется, во многом опирается на традиции фантастической повести 1820-1840-х годов, развившейся в рамках поэтики романтизма. Слияние фантастического и реального, свойственное многим писателям-романтикам, в творчестве Тургенева находит особое художественное воплощение, осмысленное с позиций новой художественно-исторической реальности. У Тургенева реальность предстает как особая драматически-углубленная коллизия психологического состояния человека, как своеобразное выражение его внутреннего конфликта, его переживания и разрешения.
Эпистолярное наследие писателя за 1870-1880-е годы свидетельствует об активной переписке Тургенева с теми, кто имел непосредственное отношение к научному изучению или обсуждению проблем, связанных с психикой человека (Ч. Дарвин, Ж. Шарко, И. Тэн и многие другие). Подробно контакты писателя, в той или иной степени связанные с появлением в его творчестве «таинственных» мотивов, рассматриваются в статье Л. Н. Осьмаковой.
Вопрос о том, какие именно естественнонаучные исследования стимулировали внутреннюю мотивацию обращения писателя к загадочным и странным феноменам человеческой психики, в нашем исследовании не является ключевым, равно как и вопрос о том, результаты каких именно исследований, наблюдений и открытий в области психологии действительно повлияли на его обращение к теме «таинственного». Важно подчеркнуть, что Тургенев не являлся последователем каких-либо естественнонаучных концепций в области человеческой психики; прежде всего он был художником, ярчайшей творческой индивидуальностью, тонко чувствующей малейшие колебания человеческой души и интуитивно угадывающей все ее тайны

Диплом Тема природы в произведениях Тургенева ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация