диплом Типы семейного воспитания при различных отклонениях в развитии ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / диплом Типы семейного воспитания при различных отклонениях в развитии ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

диплом Типы семейного воспитания при различных отклонениях в развитии ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Предмет:Педагогика.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения типов семейного воспитания при различных отклонениях в развитии.
1.1. Психологические особенности семьи и типы семейного воспитания.
1.2. Психологические причины отклонений в семейном воспитании
1.3. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии
1.4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ранним детским аутизмом в контексте семейного воспитания
Глава 2. Экспериментальное исследование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
2.1. Методическая база и ход исследования.
2.1.1. Характеристика исследуемого контингента
2.1.2. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.
2.2.2. Личностные характеристики проблемного ребенка
2.2.3. Особенности стилей семейного воспитания
2.2.4. Взаимосвязи между стилем воспитания родителей и индивидуальными особенностями личности проблемного ребенка
2.2.5. Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестным фактом является то, что семья имеет огромное влияние на развитие ребенка, формирование его личности. Нарушение отношений меж-ду родителями и детьми приводит к возникновению различных психологиче-ских проблем и комплексов. Намного меньше проблем, связанных со здоровь-ем, обучением, общением, имеют дети, которые растут в атмосфере любви и родительского понимания.
Семья – это целый мир для маленького ребенка, в котором он начинает познавать ценности этой жизни, делает открытия, учится сочувствовать, радо-ваться, любить и т.д. Как член семьи у ребенка возникают определенные взаи-моотношения с родителями, которые, как правило, носят воспитательный ха-рактер. Но они могут оказывать на него как положительное, так и отрицатель-ное воздействие. Традиционная роль родителей в воспитании своих детей, вы-бор форм и методов родительских воспитательных воздействий, порой ставит-ся под сомнение, вследствие того, что неправильный подход в воспитании становится причиной различных отклонений в развитии ребенка.
Неправильное, порой жестокое отношение к детям становится серьез-ным фактором проявления отклонений в психическом, физическом развитии, в эмотивной сфере. Это наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травми-рует его психику, тормозит развитие его личности, а также и влечет различные тяжелые социальные последствия, формирует социально неадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. Настоящая проблема носит серьезный социальный и общечеловеческий характер.
Большое количество работ, в которых изучены типы отношения родите-лей к ребенку, связанных с их влиянием на развитие его личности, особенно-стей характера и поведения, представлено в психолого-педагогической литера-туре (Эйнсуорт (1963), Боулби (1988), Гарбузов (1990), Захаров (1995) и др.).
В них рассматриваются различные модели родительского поведения, а также описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка и т.д.
Многие исследования и наблюдения посвящены влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской деприва-ции (Д. Боулби (1988), И. Ландгмеер (1984), З. Матейчик (1984), Е. Соколова (1989), М. Эйнсуорт(1963)).
Внутрисемейные отношения, взаимоотношения между родителями и детьми изучали в отечественной науке и практике: А. Я. Варга (1987), В. В. Столин (1988), А. С. Спиваковская (1986) и др. Также в нашей литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с проблемным характером и психопатиями, указывается, какой тип семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко (1979); Э. Г. Эйдемиллер (1980).
Обзор психолого-педагогической литературы указывает на то, что нару-шение темпа психического развития ребенка часто вызвано сочетанием неод-нородных факторов. Эти факторы могут по-разному сочетаться друг с другом, проявляясь в преобладании того или иного вида ущербности и психогенных влияний, что и приводит к различным отклонениям. Исследование их пред-ставляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагно-стические критерии для диагноза психического развития ребенка. Семейное воспитание по сравнению с остальными, имеет первостепенное значение в формировании здоровой духовно-нравственной личности ребенка и поэтому, на наш взгляд, вызывает наибольший интерес, что и определило актуальность и выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования – отклонения в развитии детей.
Предмет исследования – типы семейного воспитания.
Гипотеза настоящей работы заключается в том, что семейные взаимоот-ношение играют огромную роль в развитии ребенка. Сложившийся в семье тип воспитания, характер и степень влияния на ребенка определяет наличие или отсутствие отклонений в развитии. Для развития позитивных родительско-детских отношений и во избежание негативных последствий в развитии своих детей взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Цель исследования – выявить характер и особенности неправильных ти-пов воспитания в семье и изучить вызванные ими отклонения в развитии детей.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы настоя-щего исследования, были выдвинуты следующие задачи:
- изучить степень исследованности данной проблемы в психолого-педагогической литературе и дать ее теоретическое обоснование;
- охарактеризовать типы негармоничного воспитания и вызванные ими отклонения в развитии детей;
- экспериментально показать влияние типа воспитания на развитие ре-бенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ В РАЗВИТИИ

1.1. Психологические особенности семьи и типы семейного воспитания

Семья представляет собой малую группу, члены которой связаны общно-стью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции:
- репродуктивную (рождение детей),
- экзистенциальную (содержание детей),
- первичной социализации, т.е. воспитание детей.
Семья представляет собой сложную социально-психологическую систе-му, включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, которые формируются в зависимости от личностных особенностей членов се-мьи, ее социального окружения, обычаев, традиций, социально-экономических условий и т.д.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день еще не выработана об-щая теория как основа изучения семьи. В социальной и психолого-педагогической науке имеется значительное количество школ, течений и на-правлений с различными, порой трудно сопоставимыми подходами.
Семье в жизни ребенка, как месту рождения и основной среде обитания, отводится основополагающая роль в становлении и развитии его личности. Семья это тот социальный институт, в котором ребенок получает основы зна-ний об окружающем мире, а также приобретает культурно-нравственную ори-ентацию при наличии высокого культурного и образовательного потенциала родителей. Морально-психологический климат в семье оказывает ведущее воз-действие на формирование подрастающей личности, представляет собой свое-образную первую школу отношений с людьми. По своей сущности и характеру семейное воспитание основывается на чувстве, т.е. оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Это связано с тем, что «про-водником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Вся жизнедеятельность ребенка теснейшим образом взаимосвязана с воспитанием, получаемым в семье, включая все жизненно важные виды дея-тельности (интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, цен-ностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, и т.д.).
Особенностью воспитания в семье является то, что оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток и года.
Многие факторы предопределяют формирование в каждой семье опреде-ленной, далеко не всегда осознанной ею системы воспитания. Сюда относятся цели воспитания, формулировка задач, характер применения методов и прие-мов воспитания и т.д. В связи с этим можно выделить четыре тактики воспита-ния в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, предо-пределяющих их возникновение: диктат, опека, «невмешательство» и сотруд-ничество.
Диктат в семье – проявление в систематическом поведении одними членами семейства, в основном взрослыми, инициативы и чувства собственно-го достоинства у других его членов.
Предъявление требований к своему ребенку, исходя из целей воспи-тания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно решения, имеют оправданный характер. Но неко-торые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которое проявляется в таких поступках, как лицеме-рие, обман, вспышки грубости, а иногда откровенная ненависть.
Вместе со сломленным сопротивлением оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя, в свои возможности. Серьезные не-удачи формирования личности ребенка становятся результатом безоглядной авторитарности родителей, игнорирования интересов и мнений ребенка, лише-ния его права голоса при решении относящихся к нему вопросов.
Опека представляет собой такую систему отношений, при которой роди-тели обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, принимают на себя заботы, усилия и трудности, тем самым, пытаясь оградить его. Активное формирование личности приобретает второстепенное значение. Таким обра-зом, родителями «блокируется» процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Такие дети оказывают-ся самыми неприспособленными к жизни в коллективе.
Сотрудничество выражается в опосредованности межличностных отно-шений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее орга-низацией и высокими нравственными ценностями. Такая ситуация является оптимальной в преодолении эгоистического индивидуализма ребенка.
Подходя к вопросу классификации типов семейного воспитания, отме-тим, что в ее основу должны быть положены такие параметры, как эмоцио-нальное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, например, Соколова Е. Т. и Чеснова И. Г. (1986) выделяют два фактора: любовь – контроль. Первый – выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку, восприятие собственного ребен-ка. Любовь или принятие – это уважение, забота, понимание внутреннего мира ребенка, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощ-рение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие включают в себя неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Второй фактор, автономия – контроль, дает описание типов дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Опасными являются крайние проявления контроля, как полная автономия, граничащая с безнадзорностью, так и чрезмерно строгий, жесткий контроль, требующий абсолютного подчи-нения родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Личко А. Е. (1983) дает аналогичную классификацию неадекватных ти-пов семейного воспитания, основанную на многолетних исследованиях. К ним относятся десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болез-ни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоре

диплом Типы семейного воспитания при различных отклонениях в развитии ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация