реферат Роберт Оуэн по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / реферат Роберт Оуэн

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

реферат Роберт Оуэн

Предмет:Разное.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Основная часть
Заключение
Литература

Введение

Роберт Оуэн (1771–1858), английский теоретик социализма и промыш-ленник. Родился он мая 1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После че-тырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятель-ность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих.
С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих.
В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799 вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла пря-дильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.
В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и фи-лософ Иеремия Бентам.
В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабо-чий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламент-ской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.
Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна пред-ложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничест-ва». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонни-ков его учения. Лишь к 1825 он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн от-правился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.
Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения; после не-удачи американского опыта Оуэн создавал «внутренние колонии», крупней-шей из которых явилась просуществовавшая с 1839 по 1845 «Гармония-Холл». Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства. Основные взгляды Оуэна получили отражение в работах Новый взгляд на общество... (A New View of Society.., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New Moral World, 1836–1844), а так-же в автобиографии (1857).
После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последова-тели образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакцион-ных позиций.
Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к не-му людей, отчасти уступило место навязчивому однообразию речей и мыс-лей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал скло-нен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время.
Осенью 1858 года, 87 лет от роду, Оуэн поехал в Ливерпуль и на три-буне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 года.


Основная часть

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые маши-ны, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей.
В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опы-ты о формировании человеческого характера (New View of Society; or Essays on the Principle of the Formation of the Human Character), в котором нашли от-ражение некоторые его идеи.
Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд – общепризнанное естественное благо.
Немарксистская модель социализма Оуэна: будущее “рациональное” общество Оуэн представлял как научно обоснованную экономическую сис-тему с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тыс. человек и разделённых на 6 департаментов: сельского хозяйства; промышленности и механики; литературы, науки и про-свещения; домашнего хозяйства; общей экономики; торговли. Стремясь до-казать практическую осуществимость своих идей, Оуэн основал колонию “Новая Гармония” в США (1825). Ведущее место в ней занимало земледелие, промышленность играла подсобную роль. Однако это начинание не удалось. Вернувшись из Америки, Оуэн принял активное участие в кооперативном и профсоюзном движении. В 1832 г. в Лондоне он создаёт меновой базар, где в обмен на товар выдавали боны, в которых значилось количество трудового времени, затраченного на производство этого товара. На боны можно было получать другие товары. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих. Однако скоро выявились теоретическая и практическая несостоя-тельность и внутренние противоречия плана организации безденежного об-мена в условиях распылённого бесконтрольного производства при капита-лизме. В 1834 г. базар пришлось ликвидировать. Та же участь постигла и Ве-ликий национальный объединённый союз производств, созданный для осу-ществления плана перестройки (преобразования) производства. Это было на-чалом заката оуэнизма. На передний план вышло классовое движение анг-лийского пролетариата – чартизм. Более 40 лет неся идеи утопического со-циализма, борясь за улучшение положения рабочих, Оуэн дал яркую и глу-бокую для своего времени критику капитализма. Деятельность Оуэна дала значительный толчок развитию профсоюзного движения в Англии. И, как сказал Ф. Энгельс, “все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна”.

реферат Роберт Оуэн

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация