Диплом Проблема добра и зла Мастер и Маргарита по литературе | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Литература / Диплом Проблема добра и зла Мастер и Маргарита

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Проблема добра и зла Мастер и Маргарита

Предмет:Литература.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа.........................................................8
1.1. Образ Иешуа..........................................................................................8
1.2. Образ Мастера......................................................................................19
1.3. Образ Понтия Пилата...........................................................................42
Глава 2. Сила зла, творящая добро.......................................................................60
2.1. Образ Воланда......................................................................................60
2.2. Образ Маргариты.................................................................................84
Заключение............................................................................................................96
Литература...................................................................................95


Введение

Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась бо-лее десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он работал в начале 30-х годов. Однако свое наиболее глубокое во-площение эта тема нашла в главной книге Булгакова.
Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его послед-нее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатири-ческого глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательно-сти”1. Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось достигнуть ор-ганического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мас-терства “Мастер и Маргарита” по праву стоит в одном ряду с “Божественной комедией” Данте, “Дон Кихотом” Сервантеса, гетевским “Фаустом”, толстов-ской “”Войной и миром” и другими “вечными спутниками человечества в его исканиях истины “свободы”2.
Персонажи и сюжеты Булгакова проецируются одновременно на Еванге-лие и на легенду о Фаусте, что придает роману парадоксальный и порой про-тиворечивый характер его ассоциациям. В одном поле неразрывно соединяют-ся святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство.
“Мастер и Маргарита” - одна из тех книг, в которых разным людям нра-вится разное и, соответственно, разное не нравится; одни читают роман с восторгом, другие его совершенно не приемлют. Мне представляются наиболее удавши-мися линии Иешуа - Понтий Пилат и Волонда. Кроме того. чисто эмоциональ-но меня волнует и поражает фантастическая и в то же время глубоко земная история беззаветной любви Маргариты к Мастеру, счастливой и несчастной и такой сильной “В своем счастье и в своем несчастье, что сам дьявол, пронес-шийся по страницам романа, не в состоянии ни помочь, ни помешать этой любви”1.
Роман “Мастер и Маргарита” вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Проблемы, поднятые в этом произведении, не устарели, они актуальный сегодня, они будут актуальны всегда.
Наверное, именно потому роману посвящено столько книг и статей, в которых высказываются порой диаметрально противоположные мнения. Роман располагает к этому своей многогранностью.
“Мастер и Маргарита” не получил положительной оценки официальной советской критики: слишком влиятельно было ее экстремистское крыло, свя-занное с журналом “На посту”. Одной из предпосылок негативного восприятия было непролетарское происхождение писателя. Для вульгарно-социологической критики это было краеугольным камнем, от которого в пер-вую очередь зависел ход обсуждения. Что же касается чисто литературных критериев, то герои, стиль, композиция показались чужеродными для литера-турной среды. Напостовская критика носила четко выраженный нормативный характер: писателю предписывался определенный тип героя и зеркальное ото-бражение действительности. Условности, гротеск, феерия оценивались резко отрицательно и выводились за рамки реализма. Такой была прижизненная литературная судьба А.Платонова. Полемический пафос романа Булгакова направлен против узкого безграмотного толкований произведений искусства, характерного для напостовской критики. Критики Ариман, Лазун-ский, Лаврович явно имели реальных прототипов. Автор подверг осмеянию методологию этой критики с ее выражениями “воинствующий старообрядец”, “пилатчина” и др. Враждебный стан сразу увидел намек на свои кампании борьбы против “есенинщины” “булгаковщины”. А Булгаков получил ярлык классового врага.
В 60-70-е годы ряд критиков негативно оценил авторскую позицию “Мастера и Маргариты”. Л.Т.Скорино и А.Метченко1 не оценили гуманистиче-ского пафоса романа, приписали ему абстрактный гуманизм и беспросветный пессимизм. Они не услышали булгаковского смеха, игнорировали эту сущест-венную часть художественного мира прозаика. Не уловили философского па-фоса романа причем Г.Макаровская и А.Жук2, истолковав его лишь как чисто сатирическое произведение.
Острая дискуссия о проведении Булгакова продолжается уже более полу-века. В истории литературы это феноменальный случай. “Борьба против автора сменилась борьбой за него, и поразительно быстро пришло признание”3.
________________________
1Cкорино Л. Лица без карнавальных масок//Вопросы литературы, 1968-№ 6, Метченко А. Современное и вечное. В сб.: Эстетике сегодня (актуальные проблемы) - М., 1971
2Макаровская Г., Жук А. О романе М. Булгакова Мастер и Маргари-та”//Волга, 1968-№6.
3Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения (Вокруг “Мастера и Маргариты” М. Булгакова) - Кемерово, 1988-с.23
Среди работ, посвященных роману в первую очередь, необходимо отме-тить следующие: Б.В.Соколов “Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (1991); А.В.Вулис “Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (1991); Б.С.Мягков “Булгаковская Москва” (1993); В.И.Немцев “Михаил Булгаков: становление романиста” (1991); В.В.Новиков “Михаил Булгаков - художник” (1986); Б.М.Гаспаров “Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, “Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова” (1994); В.В.Химич “Странный реализм М. Булгакова” (1995; В.Я.Лакшин “Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (1968) и др.
Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булга-кова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работе Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И.Немцева, В.В.Новикова, В.Я.Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М.Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, что естественно, связано с основными образами произведе-ния. Трактовка образов, событий романа порой настолько различна, что созда-ется впечатление, будто речь идет о разных произведениях.
Целью данной работы является рассмотрение основных образов романа “Мастера и Маргариты”: Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Понтия Пилата, Воланда, Маргариты. Свою задачу мы видим в воссоздании портрета каждого из них. выяснения системы возможных прототипов, рассмотрения их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Все это позволяет яснее представлять их роль в романе.
В образе Иешуа важно раскрыть соединение божественного и человече-ского, а также его сходство с традиционными представлениями о Христе и от-личие от них. Кроме того образ Иешуа необходимо рассмотреть в тесной связи с образом Мастера (проблема “двойничества”), и чтобы установить их нравст-венную основу, мотивы бездомности, травли как духовное Воскресение.
В образе Мастера нам представляется чрезвычайно важными автобио-графический аспект и связанное с ним понимание Булгаковым роли художника в обществе, его отношений с властью, способность отстоять свободу творчест-ва, совершить нравственный выбор, нести ответственность и ощущать вину за принимаемое решение. Интересно соотнести образ Мастера с образом Пилата.
В характере Понтия Пилата важной является его эволюция после встречи с Иешуа, обнажившей несвободу прокуратора.
Образ Воланда занимает особое место в романе. В разной степени он проецируется и на современный, и на “древний” пласт произведения. В работе рассматриваются прототипические черты Воланда и событий, связанных с ним. Особое внимание уделяется сходству Воланда и Мефистофеля к новаторству Булгакова в обрисовке Сатаны.
Бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку - главная черта булгаковской Маргариты. Рассматриваются исторические и ли-тературные прототипы образа. Особое внимание уделяется Е.С.Булгаковой как основному прототипу героини. Сговор с дьяволом во имя спасения Мастера, многозначность романа любви Мастера и Маргариты - темы, которые также освещаются в данной работе.
Проблема добра и зла рассматривается как стержень, объединяющий об-разы героев романа в единую систему.

Диплом Проблема добра и зла Мастер и Маргарита

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация