Реферат Нравственность и мораль по философии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Философия / Реферат Нравственность и мораль

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Нравственность и мораль

Предмет:Философия.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Мораль (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие пове-дение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное – это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит немораль-ное – к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно, по крайней мере, знать, в чем состоит добро и зло, справедли-вость и несправедливость, добродетель и порок.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регу-лировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценно-стей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других лю-дей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что тре-буют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыст-ного решения человека.
Человек — существо общественное. Потому непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. ос-воения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей ма-териальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное инду-стриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материаль-ного и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зави-симым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (произ-водителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.
Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существо-вания необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их ап-риорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу - ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из про-стого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства об-щественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий сте-реотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и инте-ресы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчиты-ваются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения лю-дей.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедли-вость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а так-же морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, со-весть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего це-лым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последовате-лей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т. д. Любая житей-ская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».
Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других про-явлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе та-ких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя — некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!
Третья особенность морали — императивность — состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразно-сти (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму импе-ратива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призы-ве, думается, есть вполне рациональный смысл — ведь общий баланс творимо-го добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества. Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.
Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.
Главная функция морали, конечно, регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморе-гулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.
Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, админи-стративных и пр.), уникален. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возмож-ных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удава-лось.
Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — оценочно-императивной. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай та-ким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от та-ких-то поступков, потому что это зло.
Познавательная функция морали в известной степени производна от оце-ночной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни уста-рела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состоя-ние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеа-лов.
Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет социальную роль морали.
Всякая мораль социально-исторически обусловлена. Ее конкретный об-лик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материаль-ного производства, характером социального расслоения, состоянием государ-ственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, систе-мой принятых обществом ценностей и т. д. Иными словами, качественно раз-нообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем, в т. ч. религиозных.
Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, по-жалуй, христианская. Она предложила принципиально новую шкалу человече-ских ценностей, решительно осудила обычную для конца прошлой эры жесто-кость, насилие, угнетение и возвеличила «страждущих», неимущих, угнетен-ных. Именно христианство центр тяжести в моральной регуляции фактически перенесло с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющие-ся велениям совести. Тем самым оно признало известную нравственную авто-номию и ответственность личности.
Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи — совсем иная. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направ-ленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм, в от-личие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.
XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали - со-циалистической. Замысел его создателей в общем-то успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей в конечном счете определяются материаль-ными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом.
Были решительно пересмотрены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т. д. Изменились и нравы, как в силу «естественно-го хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернациона-лизма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убе-ждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения.
Однако, несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуть-ся до уровня «официальной морали», системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «Моральном кодексе строителя коммунизма».
Для того чтобы разобраться в сути этого своеобразного феномена, необ-ходимо пояснить сам механизм, способ саморазвития морали. Как же развива-ется мораль?
Любые изменения в материальных отношениях порождают новую на-правленность интересов людей.
Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отноше-ния. Их выполнение уже не дает желаемого результата.
Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о неблагополу-чии в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен:
а) либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены;
б) либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и поря-док надо наводить именно в этой сфере.
Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия. Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бес-силие р

Реферат Нравственность и мораль

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация