Реферат Эмоциональная регуляция деятельности по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Реферат Эмоциональная регуляция деятельности

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Эмоциональная регуляция деятельности

Предмет:Психология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Понятие эмоций.
Эмоции —психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос-нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию стра-ха.
Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от-разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосред-ственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.
Эмоция —это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. »—волную).
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со-ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех пси-хических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность —возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь орга-низм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный сте-реотипный поведенческий акт.
Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции —это эво-люционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.
«Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен-ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством пред-метов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлени-ям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуа-лизированными потребностями.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны —они или положи-тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к сте-реотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций оп-ределяются общим законом психического развития человека —высшие образо-вания, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрыв-но связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.
Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, по-буждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоци-ям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.
Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют соз-нательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, им-пульсивное отстранение от падающего на нас предмета).
Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция пове-дения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по-тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб-ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воз-действий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.
Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.
Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной дея-тельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмо-ции —чувства.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребно-стей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетиче-скими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобраз-ное»и т.д.),
Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойст-вами личности (честность, гуманность и т.п.).
Биологическая и информационная теория эмоций
Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положитель-ные эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп-ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмо-ции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.
Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: «Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные ре-зультаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня-тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу-чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного со-держания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие зако-ны и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творче-ского мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к откры-тию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подраз-деляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей —сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей —символ. В научном мышлении соответствен-но — понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ-ных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ-ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для реше-ния задач данного класса.
Эвристическое мышление —творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) —мышление, носящее рассудоч-ный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последова-тельный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к вы-водному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии —виды мышления: 1) нагляд-нодейственное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза —аналитическое или синтетическое мышление индивида.
Общие закономерности мышления
Мышление —это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разре-шения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблем-ность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими за-кономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решени-ем какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация —это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения кото-рых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.
Проблема —особая разновидность вопроса, ответ на который не содер-жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практиче-ских и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).
Проблема —это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая за-дачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление —это познание того, что не дано непосредственно, но нахо-дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс-лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными опера-циями являются абстракция и обобщение).
Анализ —выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре-шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез —объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществля-ется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышле-ния объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерыв-ное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явле-ний. Процесс познания начинается с первичного синтеза —восприятия нерас-члененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществля-ется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а эт

Реферат Эмоциональная регуляция деятельности

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация