РЕФЕРАТ Информационная культура по культуре и искусству | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Культура и искусство / РЕФЕРАТ Информационная культура

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

РЕФЕРАТ Информационная культура

Предмет:Культура и искусство.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активи-зации внимания исследователей к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информации в социокультурных про-цессах, развитием математического моделирования процессов информацион-ной обработки, проявлением автоматизированных информационных систем и быстрым развитием средств передачи информации. Сильными стимулирую-щими факторами, вызвавшими привлечение внимания к понятию информаци-онной культуры со стороны различных наук, в том числе и философии, стали также интенсивно проводимые исследования в области массовой коммуника-ции и массовой культуры, где это понятие используется в качестве важного объяснительного принципа языково-коммуникативных актов.
Публикации по проблемам информационной культуры констатируют наличие огромного количества эмпирического материала, актуальность и зна-чимость этой проблемы, повышение ее роли в системе управления обществен-ными процессами.
Впервые термин «информационная культура» упоминается в работе Войханской К. М. и Смирновой Б. А. «Библиотекари и читатели об информа-ционной культуре», опубликованной в 1974 г. С их точки зрения: «Целесооб-разно обратить внимание на некоторую парадоксальность возникновения и дальнейшего развития рассматриваемого феномена. Родился он в недрах биб-лиографии, на самом его пограничье, интуитивно связывался первоначально со смыслом, близким к бытийному пониманию как «культура потребления информации», за которым простирается огромное пространство традиций «пропаганды библиотечно-библиографических знаний». Изначальный смысл понятия «информационная культура» обогащается в своих значениях, сопри-касаясь с понятийными системами различных наук». (1)
Понятие «информационная культура» трактуется по-разному в силу на-личия ряда методологических подходов. Анализируя имеющиеся публикации по данной проблематике, можно классифицировать следующие подходы к рас-смотрению понятия «информационная культура».
Во-первых, информационную культуру можно рассматривать как про-цесс, эволюционирующий в человеческом обществе в поиске наиболее опти-мальных форм информационного взаимодействия. В противоположность этим ученым, ряд других исследователей анализируют информационную культуру как результат, сложившийся лишь на определенном уровне развития общества, которое приобрело целостность вследствие глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности.
Во-вторых, информационную культуру можно представить как элемент макропроцессов, происходящих в обществе, инструмента их гомеостатическо-го регулирования информационных процессов. Другие авторы публикаций по данной проблематике исследуют информационную культуру как элемент микроуровня человеческого бытия.
В-третьих, информационную культуру можно рассматривать как само-стоятельный феномен, имеющий собственный предмет, структуру и функцио-нальную самоценность, сформированную эволюционно. Ряд исследователей информационную культуру определяют как инфраструктурное явление, про-никающее во все сферы человеческой деятельности, осуществляющее побоч-ные вспомогательные функции по отношению к основным функциям отрас-лей.
В-четвертых, ученые осуществляют анализ информационной культуры в широком смысле, т. е. затрагивая мировоззренческие, когнитивные, мораль-но-этические, психологические, социальные и технологические аспекты рас-пространения информации в обществе и использование ее субъектом. Иной позиции придерживается другая группа авторов, которая рассматривает ин-формационную культуру в узком смысле, ограничивая проблематику метода-ми, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традици-онных и электронных информационных технологий.
Причем развести авторов публикаций, посвященных проблеме инфор-мационной культуры, по отведенному подходу «нишам» невозможно в силу того, что многие из них придерживаются многоаспектного подхода. Нельзя искать определения информационной культуры вне неких методологических оснований, на которых можно было бы построить такое определение. По-скольку таких оснований может быть несколько, то соответственно им, опре-делений также может быть несколько.
Приведем некоторые взгляды исследователей на проблему «информаци-онной культуры».
Виноградов В. А. и Скворцов Л.В. считают, что информационная куль-тура формируется как «совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий духовный опыт человечества» (2).
Интересным представляется определение Оленева С. М., согласно кото-рому информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившейся в ходе эволюции обще-ства и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации». (3)
Отмечая наличие тесной связи между информационной культурой и со-циальной природой человека, Суханов А. П. обращает внимание на возни-кающие в ходе исследования этой связи вопросы: «Как можно определить сущность информационной культуры, какие есть к этому подходы, насколько они основательны, имеют ли эвристический и непосредственно практический смысл… Правомерно ли выделять понятие «информационная культура» наря-ду с понятиями «культура труда», «культура быта» и т. д.» (4). Характер по-ставленных вопросов свидетельствует об особой актуальности разработки ме-тодологии исследования данного социального феномена с целью построения его теоретической системной модели, обладающей широкими эвристическими возможностями и позволяющей более четко зафиксировать его границу и спе-цифику.
Суханов А. П. считает, что информационная культура может рассматри-ваться в двух аспектах. В широком смысле она понимается как необходимый компонент исторического процесса, играющий большую роль в развитии ци-вилизации и потому по праву стоящий рядом с таким важным человекообра-зующим фактором как труд. В узком смысле информационная культура пред-ставляет собой уровень, достигнутый в сфере информационной деятельности, в котором мы можем отметить количество и качество созданного, тенденции намечающегося развития.
Далее Суханов А. П. продолжает: «Информационная культура – это но-вое мышление, новый подход к стилю, методам, процессам управления, новое отношение к информационным процессам, которые предстоит революцион-ным образом пересмотреть… Чтобы внедрить информационную культуру нужны не просто знания компьютерной техники, но и решение целого ряда ор-ганизационных, социальных проблем, необходимо пересмотреть всю систему делопроизводства, сделать ее разумной и экономной… Информационная куль-тура нуждается как в правовой основе, так и в продуманной системе воспита-тельной, просветительной работы… Одно из несомненных завоеваний инфор-мационной культуры – это переход на безбумажное циркулирование потоков информации. В этих условиях многое следовало бы продумать, в том числе и такие этические вопросы, как сохранение авторских прав, устранение нивели-ровки в оценке достижений того или иного работника». (5)
В разрезе макропроцессов, происходящих в обществе, информационная культура определяется Силяевой Е.Г. как особый аспект социальной жизни, выступающий «в качестве предмета, средства и результата социальной актив-ности, она отражает характер и уровень практической жизнедеятельности лю-дей». И далее «информационная культура – это результат деятельности субъ-екта и процесс сохранения созданного, производства, распространения, по-требления объектов культуры». (6)
Рассмотрение информационной культуры как элемента макропроцессов, происходящих в обществе, приводит к формулировке ее предмета как способа сглаживания противоречий социального характера посредством их информа-ционного регулирования. Отсюда закономерно следуют этап эволюциониро-вания общества и выход на историческую арену качественно различающихся своим отношением к информации социальных групп.
и так далее

РЕФЕРАТ Информационная культура

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация