Реферат Инновационная политика по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Реферат Инновационная политика

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Инновационная политика

Предмет:Разное.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, c посредующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоя-тельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерче-ских задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практиче-ской направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеет-ся, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повы-шенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из ка-ждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массово-го производства и массовых продаж. Американский специалист в области ин-новаций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% нача-тых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабо-раторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к чис-лу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно от-нести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причи-на) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творче-ский потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мо-тивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компа-нии и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможно-стью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказы-ваются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устой-чивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, до-бившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудитель-ных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом мо-гут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соот-ветствующими мерами экономической политики государства.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:
· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подго-товке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
· в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнооб-разные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведе-ние НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эф-фективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует коопера-цию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуа-цией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регули-рования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как прави-ло, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвы-чайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства го-сударства в экономику выделяют три группы стран:
· в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
· вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
· третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетает-ся с низкой степенью централизации государственного аппарата, использу-ются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования ин-тересов правительства и бизнеса.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процес-сов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого до-тационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальны-ми законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия иннова-циям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О техно-логических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
· создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
· оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
· поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.
Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и фе-деральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - раз-работка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государст-венных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приоб-ретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчи-ками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материаль-ного вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и эконо-мические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инно-вационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию про-мышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с про-мышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объек-тивной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заин-тересованности промышленности в финансировании академических исследо-ваний. В этом направлении государственной инновационной политики отчетли-во проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в науч-ной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую оче-редь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому за-мечанию А.Я.Лившица, "рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении бу-дущей нормы прибыли". Создание консорциумов, инженерных центров, науч-ных и технологических парков и других перспективных формирований, ус-пешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эф-фективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой раз-личные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной рабо-ты.
И ТАК ДАЛЕЕ

Реферат Инновационная политика

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация