Реферат Правовое регулирование специальных зон по юридическим наукам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Юридические науки / Реферат Правовое регулирование специальных зон

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Правовое регулирование специальных зон

Предмет:Юридические науки.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффек-тивного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетна-ме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других го-сударств.
В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гиб-ралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зо-на была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельствовал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:
связь с международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности);
степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);

определенный уровень развития промышленности в регионе, позво-ляющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифициро-ванный персонал;
обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуще-ствления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудни-чества с зарубежными странами'.
Главным все же остается выгодное экономико-географическое положе-ние и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах. У нас же пошли по другому пути. В России было декларировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтайский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исходным при создании этих зон было благое пожелание улучшить положение и решить другие задачи, главным образом, за счет предоставления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчислений, а это оказа-лось нереальным.
В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зрения, отве-чающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положение этой зоны на берегу Балтий-ского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Феде-рации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транс-портные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного восстановления ко-торой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом единую экономическую зону.
Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Востоке — зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организаци-ям этого района предоставляются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.
Более привычным и соответствующим международной практике пред-ставляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная экономическая зона — это территория, на которой ус-танавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной дея-тельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвести-циями, а также отечественных предприятий и граждан.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортно-го производства, и свободные таможенные зоны.
Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О соз-дании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение правительства Москвы по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на террито-рии, прилегающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтап-ном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было пре-дусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэропорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
И с экономической, и с юридической точек зрения следует отличать ре-гиональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свободных экономических зон(4).
Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс таможенных, на-логовых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.
В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные эконо-мические зоны включают в себя свободные таможенные зоны, зоны экспорт-ного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). При-чем свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства в качестве субзон могут входить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как осуществляется правовое регулирование в части, касающейся соз-дания зон и определения особых условий для инвестирования иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие законодательные акты об ино-странных инвестициях были включены специальные положения об иностран-ных инвестициях в свободных экономических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).
В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 нояб-ря 1990 г. был принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР". Затем последовал ряд постановлений Верховного Совета Республики Казахстан о создании зон в отдельных районах и городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядоче-нию деятельности свободных экономических зон" все ранее принятые поста-новления были признаны утратившими силу.
В Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в районе г. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О сво-бодных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) эко-номических зон"(5).
Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирования ино-странных инвестиций в специальных (свободных) экономических зонах уста-навливается законодательством Украины о специальных (свободных) эконо-мических зонах (ст. 49).
В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.
Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О соз-дании свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клай-педе территории свободного международного предпринимательства". Поста-новлением Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были вне-сены изменения.
В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринима-тельства", а также постановление Правительства о мерах по развитию свобод-ных экономических зон. Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Специальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного предпринимательства г. Ленинграда и г. Выборга и о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде (распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о создании свободной экономической зоны "Сахалин" (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.). Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, опреде-ляли правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т.д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была сформулирована следующим обра-зом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:
ускорения решения задач социально-экономического развития Калинин-градской области;
повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубеж-ными странами;
обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного ка-питала, технологии и управленческого опыта, потенциала отечественных предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
развития производства экспортной и импортозаменяющей продукции, трансконтинентального транзита;
отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся всех СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на тер-ритории Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена под-готовка Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".
СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания оста-ется неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекаю-щими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории кото-рого создается зона, и осуществление его су-веренных прав при этом не затра-гиваются. Имеется в виду, что СЭЗ — хозяйственные, а не политические обра-зования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон ка-кая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже про-даваться иностранным государствам или фирмам.
Но дело в том, что, когда в экономической литературе применительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой лите-ратуре, где под анклавом понимается территория одного государственно-правового образования, окруженная территорией другого государства. Здесь речь идет именно об особой

Реферат Правовое регулирование специальных зон

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация