реферат Познавательные процессы по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / реферат Познавательные процессы

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

реферат Познавательные процессы

Предмет:Психология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабаты-вать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее сущест-венные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая ин-формация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая ин-формация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содер-жащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнит-ных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), хи-мических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только вос-принимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого вос-приятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, не-простым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощуще-ния. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздей-ствующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окру-жающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствитель-ному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосред-ственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Воображение и память как познавательные процессы.

Воображение можно определить как способность человека волевым уси-лие восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представля-ют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответ-ствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.
Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощу-щения и чувства).
С помощью своего воображения человек творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря вообра-жению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.
Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научится, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках. Чело-век запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания, ко-торые повторяются и которые иначе каждый раз пришлось бы находить заново.
В познании человеком окружающего мира воображение и память взаи-модействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одно-временно по нескольким линиям:
1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.
2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.
3. Совместного влияния на другие психологические процессы память и воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информа-ции в течение короткого промежутка времени.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд, до нескольких дней.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено).
Генетическую память, – в которой информация хранится в генотипе, пе-редается и воспроизводится по наследству.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зритель-ных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способ-ность к воображению.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что че-ловек ею может быстро и точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.
Двигательная память - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многофазных сложных движений.
Эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредст-венно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминания или без особого труда и на более длинный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая их роль сводится к удовлетворе-нию биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасно-стью и самосохранении организма.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка ведется по несколь-ким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со време-нем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным ис-пользованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехниче-ских средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, домини-рующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский . Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступе-нями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филоге-нетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следую-щей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский [7, c. 37-39] высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выгодский [15, c. 176-185]. Он считал, что совершенст-вование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улуч-шения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с дру-гими психическими процессами и состояниями человека.
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запо-минания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев [50, c.112-140]. Он экспе-риментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное за-поминание – с возрастом постепенно замещается другим опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что “обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру каждого акта за-поминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредственным”.
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Речь является основным средством человеческого общения. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помо-щью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определен-ные значения и смысл. Речь же это совокупность произносимых или воспри-нимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответст-вующая им система письменных знаков.
Она является не только средством общения, но и средством мышления, носи-телем сознания, памяти, информации, средством управления поведением дру-гих людей и регуляции собственного поведения человека. Собственно множе-ству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих раз-личных функциональных назначениях представлена в разных формах: внеш-ней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей со-вокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объ-единяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.
А.Н. Соколов [65, c. 47] показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, бес-препятственное течение которого очень важно для реализации тех психологи-ческих функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют оп-ределенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возмож-ности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. “Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвоз-вратно исчезало бы в прошлом”. У человека есть три вида памяти: произволь-ная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым кон-тролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья с использовани-ем разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Основные виды памяти:
Мгновенная, или иконическая; память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не про-сто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении становится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.
И ТАК ДАЛЕЕ

реферат Познавательные процессы

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация