Реферат Ответственность в произведениях Булгакова по литературе | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Литература / Реферат Ответственность в произведениях Булгакова

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Ответственность в произведениях Булгакова

Предмет:Литература.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

1.Сложность и многообразие идейной проблематики романа
2. Двуплановость решения темы ответственности в романе
3. Решение темы ответственности в др. произведениях Булгакова




Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на зем-ле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх. Эти чувства являются проводниками зла.
Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Ко-ровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, сатана, но для москви-чей он иностранец, профессор чёрной магии. Испытывая людей в условиях но-вой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны и завистливы (об этом свидетельствует фокус, проведённый свитой Воланда в варьете, когда на сцену посыпались деньги, все за ними кину-лись, а через некоторое время они превратились в прозрачные бумажки). Носи-тель зла нужен для того, чтобы выявлять пороки человечества.
Так что же, зло может быть полезным? Это сложный философский вопрос, на который пытались ответить многие философы. Ближе всего Воланд стоит к Мефистофелю из “Фауста” Гёте. Можно заметить их внешнее сходство: “…Правый (глаз) с золотою искрою на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были проручны глубокие параллельные острым бровям морщины…”
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”- эту са-мохарактеристику героя Гёте Булгаков взял в качестве эпиграфа к роману.
Сохранив за Воландом внешнее сходство с Мефистофелем, Булгаков наделяет его противоположными функциями, возлагая на него миссию справедливого воздания человеку после его смерти, то есть суда и вынесения приговора.
Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в в себе своё наказание(Так Понтий Пилат страдает, мучается угры-зениями совести – это его наказание. Он искупает свой преступление и потому ему достаётся “свет”). Да, Воланд делает всё, что подобает сатане. Но он не всесилен, поэтому не прикасается к тем людям, у которых чиста совесть, кото-рые несут в себе добро. Доброе ему неподвластно. То одна из основных мыслей романа.
Иешуа в романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с Христом. И действительно, у них много общего: вера во всепобеждающую силу добра, в то, что настанет время, когда человечество перейдёт в царство ис-тины и справедливости. Но Булгаков намеренно отходит и от исторической, и от евангельской версий. У него Иешуа не бог, а прежде всего человек, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком. Он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, он верит в силу добра и добрую природу человека. В обра-зе Иешуа воплощена традиционная христианская идея о милосердии. Перед ли-цом смерти Иешуа остался верен своим убеждениям, он выбирает смерть, в итоге заслуживает “свет”.
Итак, в романе перед нами предстаёт Воланд и Иешуа. Как они относятся к ду-ховным возможностям человека? ( У Гёте Бог и Мефистофель тоже ведут спор об этом.
У Гёте Бог и Мефистофель тоже ведут спор об этом. Бог уверен в поло-жительном исходе испытания, так как Фауст его раб ( то есть раб доброго, воз-вышенного, человечного) Мефистофель же убеждён, что именно материальное способно уничтожить человека, уничтожить в нём духовное начало.). Воланд считает, что вся история человечества- история преступлений. Для Иешуа че-ловек по своей природе добр (“злых людей на свете нет”),, только социальные условия уродуют людей.
И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены пржде всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый че-ловек должен быть свободным в своём выборе.
Говоря о добре и зле, нельзя не вспомнить о Мастере. Мастер погружён в твор-чество и вовсе не думает о корысти, он пишет роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись с миром литераторов, который занят всем, чем угодно, но только не творчеством, не выдержал травли и возненавидел свой роман. Это вычерк-нуло мастера из жизни, он престал бороться за свой роман. Отказ от творчества оказался губительным для него. Его пристанищем стала клиника для душевно-больных – только там он может найти покой, которого его лишили “добрые люди”. Мастер стремится к свету, стремится к добру. Но он отказался от борь-бы за свой роман, проявил малодушие, поэтому ему отказано в “свете”. Встреча Мастера с Воландом происходит только благодаря Маргарите, а избавление от страданий – благодаря заступничеству Иешуа. Без просьбы “света” обретшие друг друга влюблённые были бы оставлены на земле, в их тайном приюте. Не-известно, как бы сложилась их судьба. Герои заслужили покой.
Таким образом, вмешательство высших сил не приводит к изменению самой жизни, оно лишь ускоряет течение событий.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло и равнодушие портят его. Нужно верить в людей, в свои силы, в силу добра, тогда откроется истина.

Реферат Ответственность в произведениях Булгакова

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация