Реферат СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Реферат СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Предмет:Педагогика.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Как известно, ведущая роль урока среди других форм обучения объясняется тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точ-ки зрения (Д.О. Лордкипанидзе); на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков (Б.П. Есипов); урок является наиболее удобной формой при систематических кур-сах предметных учебных программ (И.Т. Огородников).
Наиболее характерными признаками урока как элемента классно-урочной системы являются: а) наличие класса с не изменяющимся составом учащихся; б) точно определенное время; в) твердое расписание с соблюдением рационального и планомерного чередования учебных дисциплин; г) применение разнообразных методов достижения дидактических задач.
Урок можно рассматривать как структурообразующий компонент учебно-воспитательного процесса и своего рода "зеркало", отражающее все стороны жиз-ни лицея (учебно-воспитательную, методическую, организационную и др.) (И.Н. Казанцев).
Осмысляя характер взаимных связей урока с социокультурным пространст-вом, окружающим обучаемого, многие дидакты указывают на необходимость су-щественной перестройки учебного процесса на уроке в следующих направлениях: а) широкая опора на "жизненный" материал; б) повышение познавательной и практической активности и самостоятельности лицеистов; в) расширение и разно-образие творческих работ учащихся; г) "органическое" сочетание урока с вне-классной работой, производственным обучением и общественно полезным тру-дом.
Логика учебного процесса, являясь главной линией движения обучения, должна включать в себя все те моменты, которые бы побуждали учащихся к обу-чению, создавали правильный эмоциональный настрой, вызывали активность учащихся. В опыте учителей-новаторов получило подтверждение и дальнейшее развитие сложное и тонкое педагогическое явление – побуждение лицеистов к ак-тивному учению, теоретически обоснованное еще М.А. Даниловым.
В передовом опыте отечественных учителей используется сила побуждения, таящаяся в коллективной организации учебного труда и в открытом характере процесса усвоения знаний. В этой связи можно использовать, например, побуж-дающую роль "поурочного балла" – показателя знаний лицеиста, приобретенных в коллективе, и взаимоотношений личности с коллективом. Передовая практика убеждает в необходимости побуждения учащихся к активному восприятию ново-го материала, подготовки "почвы сознания" через вызов желаемых эмоций, за-жжение интереса, горячего желания разобраться в поставленных вопросах. Разви-тие проблемы подготовки лицеистов к активному восприятию нового материала нужно осуществлять путем выполнения заданий практического характера. С це-лью возбуждения учебной инициативы своих учащихся можно применять на уро-ке "занимательные" приемы обучения, например, "молчанка", драматизация, эс-тафеты, викторины, кроссворды и т.п.
В опыте передовых учителей урок наилучшим образом отвечает требовани-ям принципа активности, так как учащиеся с первой минуты вовлекаются в ак-тивную познавательную деятельность. Вступающему в силу с первых мгновений урока принципу активности соответствует такой компонент передового опыта, как каждодневное применение самостоятельной работы. Она рассматривается на-ми как важное средство активизации учебной деятельности учащихся, повышения их интереса к учению, развития познавательных способностей.
В разрешении проблемы применения самостоятельных работ на уроке об-щим является соблюдение ряда закономерностей: целенаправленности, строгой последовательности, преемственности, постепенного нарастания степени сложно-сти, сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной рабо-ты на основе "точного" учета индивидуальных возможностей и особенностей учащихся.
Примечательной чертой передового опыта является стремление активизи-ровать познавательную деятельность учащихся с помощью самостоятельных ра-бот творческого характера, содержание которых черпалось из близкой и понятной для обучаемых окружавшей среды, опиралось на их личный опыт, переживания и наблюдения.
Например, можно практиковать проведение небольших творческих работ на 15-20 минут: сообщение по какому-либо событию, по опорным словам, по лич-ным впечатлениям, заметки в газету, биографии, автобиографии, рецензии, отзы-вы и т.д., заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обра-щением к самостоятельности лицеиста (воссоздать, вообразить, дорисовать, до-полнить воображением и т.д.), основывающимся на функционировании законо-мерности возникновения инициативы, творческих усилий из потребности воссоз-дать целое, статичное превратить в динамичное.
Иными словами реализовать идею развития своеобразной "цепной реакции" познавательной активности, направленной на поиски и открытия учащимися но-вых для них знаний и умений с помощью приема "проблемной ситуации" и эле-ментов исследовательского метода.
Мы должны связывать успех обучения со степенью активности учащихся, их интересом к изучаемому, чувством удовольствия от проделанной работы, пе-реживания ими радости самостоятельного открытия нового, также практиковать постановку перед учащимися проблемных задач, выполнение которых требовало напряженного мышления, анализа, сопоставлений с жизненным опытом, обобще-ний.
Рационально организованный урок благодаря применению разнообразных видов самостоятельных работ во всех звеньях обучения имеет ярко выраженную открытую форму, позволявшую педагогу и учащимся непосредственно наблюдать и контролировать течение познавательного процесса. Состояние усвоения знаний может обнаруживаться, например, благодаря применению приемов комментиро-ванных упражнений.
Предлагаем различные виды комментирования: устное, письменное; кол-лективное, индивидуальное, полное, частичное; выборочное, тематическое. Ком-ментирование могут вести на уроке как сильные, так и слабые учащиеся, а все ос-тальные проверять себя и контролировать комментатора, чтобы в случае необхо-димости быть готовыми "подхватить" объяснение.
Например, с учетом специфики своего опыта, учителя могут включать в со-держание и методику "синтетического" закрепления комментированное решение примеров и задач, т.е. выполняемое упражнение комментируется одновременно всеми учащимися класса: один из учащихся зачитывает предложение, арифмети-ческий пример, задачу и т.д., а одноклассники поднимают "сигнальные" карточки с обозначением орфограммы, грамматического признака, знака пунктуации, арифметического действия и др. Ценность этого приема состоит в том, что рас-ширяются возможности принципа активности: снимается покров неизвестности с оперирования учащимся знаниями, и учитель приобретает возможность на основе получаемой информации об усвоении лицеистами учебного материала лучше управлять их деятельностью. С целью повышения управляемости учебного про-цесса и повышения эффективности урока можно вводить элементы программиро-ванного безмашинного обучения – деление материала на части, изучение его в связи с ранее пройденным, контроль за работой каждого учащегося, обеспечение фронтального продвижения всего класса.
Для совершенствование урока можно предложить использование источника высокой активности и неизменно повышенной работоспособности и интересов учащихся – "жизненности" содержания уроков в наиболее плодотворной и понят-ной для ребят форме, когда в содержании уроков находит отражение сама дейст-вительность, а учащиеся учат применять знания в жизненно-практических ситуа-циях, и у них вырабатываются умения и навыки, необходимые в жизни. Т.е. на уроках учить лицеистов "по книге жизни". С целью повышения любознательности и воспитания интереса к предмету – важных источников повышения активности и самостоятельности лицеистов, исходя из логики предмета, важно находить в ок-ружающей жизни материал, вызывающий глубокое внимание и интерес у всех учащихся.
В передовом опыте сформирована тенденция, когда отправным моментом познавательной деятельности учащихся служат наблюдения и сбор материалов на производстве, в природе и в процессе общественно полезного труда. В кабинетах по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов сосредотачивается материал, собранный учащимися во время экскурсий по предприятиям, музеям и в процессе опытнической работы на территории лицея и исследовательской рабо-ты в научных лабораториях и на производстве.
Конкретный, действенный характер связи обучения с жизнью выражается в том, что на материале, взятом из окружающей жизни и личного опыта учащихся, составляются тематические справочники, задачники, сборники упражнений. Эти дидактические, самостоятельно изготовленные учителями и учащимися, пособия можно использовать на различных этапах овладения учащимися знаниями на уроке.
Анализируя роль принципа осуществления связи обучения с жизнью, пере-довые учителя отмечают его благотворное развивающее влияние. В этом направ-лении обращается особое внимание на "правильную" организацию общественно полезного производительного труда, побуждающего связывать производственный процесс с полученными на уроках знаниями. "Достаточно бывает,– писал В.С. Ильин, – несколько раз поставить учащегося перед необходимостью применения общеобразовательных и специальных знаний в труде, как у него начинает "тро-гаться лед" безразличия к общеобразовательным предметам… Знание приобрета-ет новый смысл: оно становится руководством к практическому действию". В свя-зи с этим следует подчеркнуть, что, рефлексируя изменения в характере деятель-ности лицеистов на уроке, мы способствуем тому, что у них активизируется об-щий тонус умственной деятельности и волевого напряжения: они начинают больше наблюдать, анализировать, сопоставлять жизненные факты, рассуждать, делать выводы и обобщения, решать практические задачи. В то же время, само-рефлексия помогает учителям преодолевать недооценку познавательных сил ли-цеистов, а также изменять отношение к отбору и содержанию учебного материала и видов заданий при подготовке к урокам.
Еще одним важным аспектом является то, что, разрушая парадигму вер-бального обучения, передовое учительство достигло в своей практике реальное повышение эффективности урока. В творческих лабораториях учителей-новаторов рождаются гуманистические технологии активного урока.
Направленный на повышение эффективности урока через всемерную акти-визацию познавательной деятельности каждого лицеиста, данный метод объек-тивно связан с ликвидацией "серьезного зла" – "бездетности" (в кавычках) и авто-ритарности педагогики. Корни "бездетности" и авторитарности в обучении усмат-риваются в самой практике стандартной пассивной организации учебного процес-са на комбинированном уроке, в котором учитель часто видит все, что угодно, кроме самих детей. Вследствие авторитарности обучения учитель игнорирует ре-альные различия между детьми, ориентируясь на "мифического" среднего учаще-гося, которому отводится роль пассивного слушателя и наблюдателя. Ничего нет удивительного в том, что при такой ориентации педагога учение для лицеиста яв-ляется трудовой повинностью, он постоянно испытывает "давление" учителя.
Опыт передовых учителей углубил еще одну категорию - "индивидуализа-ция обучения", т.е., смещение акцентов основной цели индивидуализации обуче-ния с ликвидации пробелов в знаниях на их предупреждение, а также создание условий для обеспечения максимально активной работы каждого лицеиста – сла-бого, среднего, сильного с учетом его индивидуальных способностей.
Формула правильной реализации индивидуального подхода на уроке: "От изучения индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся – к опоре на потенциальные возможности каждого из них и далее к развитию всех спо-собностей каждого отдельно взятого учащегося и классного коллектива в целом".
Для того, чтобы принцип индивидуального подхода перешел со страниц учебных пособий по педагогике в практику повседневной учебной работы на уро-ке, особое внимание учителям надо уделять вопросу о критериях индивидуализа-ции обучения.
Из многочисленных индивидуальных особенностей лицеистов предлагаем учитывать те, к

Реферат СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация