Курсовая Восприятие природы по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Восприятие природы

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Восприятие природы

Предмет:Разное.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников 7
1.2 Особенности возрастного восприятия природы у детей 13
1.3 Развитие экологического сознания школьников 22
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ ВОПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Условия и методика проведения исследования 31
2.2. Результаты диагностики восприятия природы у подростков 5-8 классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


ВВЕДЕНИЕ

Я стараюсь психологизировать обучение, стара-юсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего сущест-вования.
Иоганн Генрих Песталоцци. «Метод». 1800 г.

Экологические проблемы в последнее время занимают особое место среди проблем современного общества. Так, достаточно часто в качестве ос-новной задачи, которую должна решить современная цивилизация, называется преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустри-ального, информационно-экологического общества [9, С. 7].
Однако в результате непродуманной деятельности людей у систем раз-ных уровней организации жизни изменяются структурные компоненты, разру-шаются взаимосвязи между ними, утрачиваются характерные и приобретаются новые признаки, из-за которых искажаются функции, выполняемые ими на протяжении длительной эволюции. Это обстоятельство во многом обусловли-вает ухудшение состояния окружающей среды и затрудняет нормальное суще-ствование всего живого, включая и человека.
Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к че-ловеку, а не как то, что заключено в нем самом. В массовом сознании прочно господствует так называемая стратегия технологического реформизма [24, С. 41]. Более того, такое отношение отражается даже в документах междуна-родных организаций, которые профессионально и на самом высоком уровне за-нимаются охраной природы — показательно, что в «Стратегии сохранения природы» Международного Союза Охраны Природы (1998 г.) такой пункт, как экологическое воспитание людей, находится лишь на седьмом, последнем мес-те. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в ко-нечном счете, определяется реальным поведением людей, их экологическим сознанием.
Поэтому особое значение сегодня имеет формирование у подрастающе-го поколения ценностного отношения к природе. Как известно, благодаря дея-тельности живых систем, на Земле поддерживаются сбалансированные условия для существования их самих и человека.
Новое экологическое сознание должно быть пронизано духом равнопра-вия человека и природы, отдельных природных объектов, партнерского харак-тера взаимодействия с ними, оно базируется на идее «экологической этики» — распространения сферы действия этики на мир природы. Но очевидно, что по-настоящему партнерское, равноправное взаимодействие возможно только с тем, кто воспринимается как субъект, в противном случае оно носит характер использования. Тем более это касается применения этических принципов, по-скольку они возникли как «надприродные» механизмы регуляции поведения и, по определению, охватывают систему субъект-субъектных отношений.
Таким образом, психологической основой преодоления глобального экологического кризиса является формирование эксцентрического обществен-ного, группового и индивидуального экологического сознания, а одна из важ-нейших его составляющих — формирование у человека восприятия природных объектов в качестве субъектов. Соответственно, требуется изучение субъектно-го восприятия природных объектов, выявление психологических механизмов, делающих его возможных, определение социальных и психологических исто-ков современного восприятия природы, закономерностей его развития в онто-генезе, включая дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, и т.д.
Существует ряд работ, в которых на философском уровне рассматрива-ется вопрос о возможности восприятия природных объектов в качестве субъек-тов (Каган М.С. [17], Брунер Дж., Хесле В. [5] и др.). В то же время собственно психологических работ, посвященных проблемам взаимодействия человека с миром природы, изучению различных аспектов экологического сознания край-не мало. Среди них можно назвать следующие: исследование отражения эколо-гических проблем в сознании населения (Шаргаев М.А. [46]); исследование психолого-экологических аспектов формирования отношений учащихся к при-роде (Саутин Е.А. [38]); разработка критериев и методов изучения и формиро-вания отношения к природе у школьников (Сидельковский А.П. [39]). Особое значение имеет цикл исследований субъективного отношения к природе, про-веденный В.А. Ясвином [13, 52, 53].
Однако развернутых работ, непосредственно посвященных субъектному восприятию природных объектов, в отечественной психологической литературе практически нет. Можно назвать только несколько кандидатских диссертаций, в которых в определенной степени затрагивается эта проблема: наиболее близ-ко к ней исследование формирования представления о живом у дошкольников (Петяева Д.Ф. [31]); в определенной мере она затрагивается при рассмотрении влияния общения с природой на нравственное становление подростков (Шей-нис Г.В. [47]) и формировании ценностного отношения к живой природе у старшеклассников (Марков П. Г. [23]).
Таким образом, с одной стороны, в рамках самой психологии существу-ет очевидный «пробел», выражающийся в том, что до сих пор специфика вос-приятия подростками природы оказалась практически неисследованной. С дру-гой стороны, формирование субъект-субъектного взаимодействия с миром при-роды является одним из условий преодоления глобального экологического кри-зиса. В связи с этим изучение особенностей восприятия природы подростками является актуальным.
В данной работе анализ возрастных особенностей восприятия природ-ных объектов подростками велся на основе представлений, сформулированных в фундаментальных трудах по возрастной и педагогической психологии Л.И.Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В. Запорож-ца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Цель исследования — теоретическое и экспериментальное изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков 12-15 лет.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ литературы по проблеме восприятия;
2.изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков;
3.экспериментальное исследование возрастных различий восприятия природы школьниками 5-8 классов.
Объект исследования: возрастные различия восприятия природы уча-щихся 5-8 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс восприятия природы у детей подростко-вого возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что в процесс восприятия приро-ды школьниками меняется в онтогенезе.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что содер-жание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения влияния возраста на процесс восприятия природы у подростков 12-15 лет.
Методы исследования:
− анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
− констатирующий и формирующий эксперимент;
− методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы).
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.
Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовав-ших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Воз-раст школьников — 11-15 лет.

Курсовая Восприятие природы

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация