Реферат Рынок по экономике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Экономика / Реферат Рынок

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Рынок

Предмет:Экономика.
Кол-во страниц:26.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

1. Рынок, причины его возникновения и характерные черты.
2. Функции рынка.
3. Классификация типов рынка.
4. Рыночная конъюнктура.
5. Структура рынка.
6. Рынок как социальный институт.




I. РЫНОК, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавли-вается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная эко-номика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя кон-куренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициа-тивы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением обществен-ного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделе-ние труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усили-вающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайно-го обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ орга-низации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эк-вивалентом стоимости здесь является товар особого рода – деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бретере, когда проис-ходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится с другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единствен-ным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете день-ги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бар-тер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был свя-зан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называ-ют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальней-шем понятие «рынок» приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Наиболее организованными являются рынки товаров, пользующихся все-общим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограни-чиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как рынок дра-гоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также хлопка, зерна, ме-таллоизделий будет охватывать территорию всей страны и даже других госу-дарств. Особое значение среди организованных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, выпускаемые частными компа-ниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции кружных, известных компаний, в особенности ме-ждународных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их на-дежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драго-ценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, пла-тина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используют-ся.
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спро-сом узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в за-висимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
Существуют по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономической деятельности.
Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Бо-лее того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить разными спо-собами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь соб-ственными силами и силами своей семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило формиро-вание классического капитализма с присущей ему эксплуатацией. Основанной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено К.Марксом в «Капитале». Участвовать в рыночной деятельности можно и пу-тем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые ком-пании и другие финансовые учреждения.
Поскольку на рынке участвует значительное число производителей това-ров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может вы-бросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с прибли-зительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
На рынке предлагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используют-ся новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для всех его участ-ников, поэтому признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др. Это позволяет ка-ждому участнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудно-стями.
На свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, ес-ли они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели. Особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в досто-инствах товаров тех или иных компаний. В частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией. И даже реклама здесь не так важна.

II. ФУНКЦИИ РЫНКА

Теперь рассмотрим, как функционирует рынок и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности.
Одна функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и сферу потребления (потреби-телей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главно-го контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном об-мене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответ-ствуют не только количество, но и качество товаров.
Законодательство поддерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношении количества и качества реализуемого товара. Так, в гражданском кодексе РФ сформулированы общие условия о количестве и ас-сортименте (определенном соотношении по видам, моделям, цветам или иным признакам изделий) и определены последствия нарушения этих условий (статьи 465-468). Особо указаны требования к соблюдению качества товара, гарантиям и проверке этого качества (статьи 469-475).
Наконец. Важная функция рынка проявляется в том. Что рыночный об-мен служит способом осуществления политических интересов, продавцов (про-изводителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интере-сов строится на принципе, который четко сформулировал А.Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…».1 Разумеется, этот личной материальной заинтересованности предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентности рыночной сделки.
Описанные выше функции рынка свойственны ему, скорее всего, в на-чальный период его существования, в доиндустриальную эпоху. Тогда сам ры-нок был в неразвитом – в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне со-ответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся зна-чительным разнообразием ассортимента.
А теперь возьмем простейшую модель структуры рынка, в которой не учитываются внешнеэкономическая торговля и финансовая деятельность, а анализируется лишь взаимодействие между производством и потребителем.
Важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении по-требностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через меха-низм спроса и предложения. Так как производство существует для потребите-лей, то именно спрос определяет объем производства и потребительские каче-ства товаров. Нередко поэтому говорят, что на рынке приоритет принадлежит потребителю, хотя предложение также влияет на спрос, но именно последний служит исходной основой и движущей силой для развития производства.
Перед экономикой любой страны стоит главная задача: учитывая ограни-ченный запас ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наи-лучший результат.
В этих целях надо: разработать производственную программу, то есть решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует рас-пределить наиболее целесообразным образом между потребителями.
В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, приня-тых «наверху». Для этого составляется государственный план, где предусмат-ривается, какие товары и услуги следует произвести в предстоящей пятилетке. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, плани-руются взаимные поставки комплектующих изделий и материалов, необходи-мых для выпуска запланированных товаров. Директивами «сверху» предусмат-ривается также распределение товаров между потребителями.
Может ли такое планирование учесть все запросы и интересы потребите-лей?
Во-первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая часть людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запр

Реферат Рынок

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация