Диплом Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Диплом Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:62.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Ознакомительная версия предназначена для того, чтобы Вы поняли:
- что работа реально существует;
- что она Вам подходит;
- что можно проверить на плагиат фрагменты - % общей работы всегда примерно такой же.
Если работа подходит, то полную версию можно КУПИТЬ, отправив заказ по электронной почте – см. на сайте в разделе КОНТАКТЫ.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Сущность системного подхода в психологии 6
1.2. Психологическая готовность к школьному обучению 9
1.3. Процесс экспериментального исследования готовности к школьному обучению как система 18
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 33
2.1.Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 33
2.2. Ход исследования 34
2.3. Результаты исследования. Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52














ВВЕДЕНИЕ

Большинство публикаций последних десятилетий представляют собой результаты изучения либо отдельных явлений психики, либо их взаимосвязи и соотношения. В научной литературе встречаются утверждения о том, что психология давно перестала быть наукой об отдельных психических функциях, подчеркивается стремление к преодолению «коллекционерности», фрагментарности, утверждается тезис о психике как единой и целостной.
Поиск путей целостного изучения психики отразился в многочисленных подходах, смысл которых закрепился в понятиях организации, структурности, комплексности, интерфункциональности, интеграции и т.п. В разное время принципам и методам этих подходов уделялось особое внимание. В конце 60-х гг. актуализировался системный подход как следующий этап постижения целостности. Предпосылками перехода к системным исследованиям были философские изыскания, подготовившие методологическую основу и сформулировавшие общие принципы системного подхода.
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.
Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, Отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмлвская, Д.Б. Эльконин и др.
Обобщая их работы, можно говорить, что готовность к обучению в школе предполагает:
• Дифференцированное восприятие;
• Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• Логическое запоминание;
• Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развитие познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие у ребенка интеллектуальных способностей является важнейшей задачей его всестороннего развития.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению как система
Предмет исследования: система методов диагностики психологической готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: Изучить все компоненты психологической готовности ребёнка к школе с целью выявления недостаточно развитых аспектов.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявление уровней психологической готовности детей к школе.
3. Проанализировать полученные результаты, выявить недостаточно развитые компоненты готовности к школе.
Гипотеза: система методов диагностики позволяет своевременно выявить те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.
Методы исследования: Наблюдение, беседы, обследование с помощью специальных методик, изучение специальной литературы, обработка информации.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1.Сущность системного подхода в психологии

Переход к изучению объектов в их целостности происходит сегодня почти во всех науках. И это не случайно. Аналитические методы, сыграв свою роль, сейчас все больше обнаруживают свою недостаточность. К необходимости целостных, системных представлений о мире и его объектах приводят, с одной стороны, философские, научные идеи и знания, с другой - современные требования практики.
Научная и практическая ограниченность частичных, односторонних знаний в психологии стала очевидной. Изучение интеллекта и других психических процессов вне связи друг с другом и вне изучения личности сейчас уже не может удовлетворить. От подобных абстракций трудно перейти к практике, к целостным реальным процессам. Поэтому преодоление такой односторонности - условие для достижения более тесного и непосредственного союза психологии с практикой.
Целостный подход к психике реализуется сейчас, во-первых, в построении абстрактных моделей «структуры личности», а во-вторых, в комплексных исследованиях, в которых связь между разными психологическими параметрами устанавливается методами корреляции и факторного анализа. В обоих случаях в «структуру» или комплекс включаются такие составляющие, которые были выделены ранее, вне целостного подхода. При таком способе исследование, по сути дела, остается в пределах прежнего понимания научного предмета и не приводит к анализу реальных психологических механизмов, отражающих целостность психики [5]. Исследования специалистов приводят к выводу о том, что это удается сделать, если идти: 1) от построения модели целого, 2) к выделению компонентов этого целого, 3) к изучению функционирования и связи данных компонентов.
В настоящее время существуют различные направления решения проблемы системности. Весьма позитивным и перспективным можно считать тезис В.С. Мерлина, согласно которому имеющие место подходы и уровни психологии следует рассматривать как различные концепции системного подхода. Концепции различаются задачами, критериями выделения элементов, подсистем, их иерархией.
Специфику системных описаний в психологии весьма успешно представляет В.А. Ганзен. Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа психики - с выявления ее функциональной структуры: определения состава функций, описания существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований. Акцент на частях позволяет анализировать их как элементы целого. Соответственно, синтез целого можно рассматривать как «диалектическое расчленение, состоящее из частей». С этой точки зрения система психологии представляется как совокупность различных психических явлений. Достоинство указанных положений в том, что они позволяют в полной мере использовать весь накопленный психологией опыт на уровне различных подходов.[24]
Переход к системности возможен на базе фундаментальных обобщений материала, полученного в досистемных изысканиях. Рассмотрение множества исследований в этом плане показывает, что в психологии сложилось положение, которое можно обозначить как «недостаток при избытке»: есть материал, однако сопоставить результаты, полученные разными авторами, сложно. Условия такого сопоставления известны, но в большинстве исследований они не выдерживаются. Отсутствует достаточно жесткая стандартизация методов, мало исследований проводится на одних и тех же испытуемых по различным методикам, что не позволяет проследить их развитие за более менее длительный период. Не выявлены виды и природа связей (функциональных, генетических) между компонентами психики. Отсутствуют сравнительные показатели (доступные для количественной и качественной оценки) психических функций у учащихся с различной успеваемостью. Нет пока ни структурных, ни комплексных, ни интерфункциональных и тем более системных описаний психики учащихся не только за все время обучения в школе, но и за принятые в психологии возрастные периоды (младшие школьники, подростки, ранняя юность).
И ТАК ДАЛЕЕ

1.2. Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.[2]
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [12]
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божов

Диплом Системный подход и его применение к исследованию готовности к обучению в школе ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация