курсовая Развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.doc по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / курсовая Развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.doc

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

курсовая Развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.doc

Предмет:Разное.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………............3 стр.
Глава 1. Теоретическое изучение творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО………………………………………………………………………...9 стр.
1.1. Творческая свобода ребёнка, как проявление его внутреннего мира…...9 стр.
1.2. Особенности формирования и развития творческой свободы младших школьников..……………………………………………………………….18 стр.
1.3. Преподавание ИЗО, как предмета, направленного на развитие творческой свободы учащихся……………………………………................................23 стр.
1.4. Обзор методов диагностики творческого развития младших школьников………………………………………………………………...29 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование творческой свободы младших школьников……………………………………………………………………….34 стр.
2.1.Особенности развития творческой свободы младших школьников обучающихся по различным программам преподавания ИЗО….. …….34 стр.
2.2.Методы развития творческой свободы младших школьников…............42 стр.
Заключение……………………………………………………………………….47 стр.
Список использованной литературы……………………………………...........48 стр.
Приложения………………………………………………………………………51 стр.












Введение
Сегодня, когда в России осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.
К исследованию творчества - его места в человеческой жизни и истории, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов - обращаются философы, социологи, психологи, педагоги, историки, кибернетики, экономисты, писатели, литературоведы.
Изучаются сущность, структура и социальная роль творчества (Г.С. Батищев, Г.А. Давыдова, Э.В. Ильенков, A.M. Коршунов, А.Ф. Лосев, В.Ф. Овчинников, А.Т. Шумилин, Л.В. Яценко и др.). Анализируется взаимодействие противоречивых сторон творческой деятельности: продуктивной и репродуктивной (В.Ф. Овчинников и др.), интуитивной и дискурсивной (В.Ф. Асмус, А.С. Кармин, П.В. Копнин, А.Н. Лук, В.И. Хорев и др.). Исследованию творчества как атрибутивного свойства человеческой деятельности посвящены работы В.И. Белозерцева, Л.П. Буевой, М.В. Демина, Б.Е. Лобановой, В.Ф. Овчинникова, К.С. Пигрова и др. О творческом характере познания, роли воображения в нем размышляют B.C. Библер, А.С. Кармин, Б.М. Кедров, A.M. Коршунов, Л.С. Коршунов, Ф.В. Лазарев и др. Серьезные результаты достигнуты в исследовании основных видов творчества - научного (В.Ф. Асмус, Л.Б. Баженов, Б.М. Кедров, А.С. Кравец, Е.А. Мамчур, Л.А. Микешина, Е.П. Никитин, А.И. Ракитов, B.C. Степин, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин и др.), технического (В.В. Алехин, В.И. Бе-лозерцев, В.Г. Горьков, И.П. Мамыкин, К.С. Пигров, Е.В. Попов и др.), художественного (Ю.Д. Воробей, С.С. Гольдентрихт, М.С. Каган, К.М. Кантор и др.).
Психологический анализ свойств творческой личности выполнен А.Н. Луком, А. Маслоу, Я.А. Пономаревым, К. Роджерсом.
В психолого-педагогической литературе описаны уровни овладения творческой деятельностью (Г.Б. Батоев, Л.В. Жарова, Б.И. Коротяев и др.), особенности творческой деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время (Н.Б. Берхин, А. Бине, Б.Т. Войцеховский, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Е.И. Игнатьев, Г. Кершенштейнер, И.А. Киршин, В.А. Левин, С. Левинштейн, С.Л. Рябцева, Д. Селли, А.В. Хуторской, В. Штерн и др.), изучена зависимость творческих способностей от успеваемости по общеобразовательным предметам, рассмотрены особенности творческой деятельности городских и сельских школьников (И.П. Волков), достаточно основательно изучены некоторые локальные аспекты художественного творчества: взаимосвязь рисования с натуры и по памяти (Е.И. Игнатьев, Г. Кершенштейнер), влияние восприятия произведений искусства на творческую деятельность ребенка (Е.Г. Ковальская, Н.П. Саку-лина, Е.А. Флерина и др.). Л.Б. Фесюковой разработана универсальная методика работы со сказкой, которая развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности.
Многие педагоги и психологи рассматривают условия, необходимые для формирования и развития воображения, специальных способностей, в том числе и творческих, творческой деятельности школьников младшего, среднего и старшего звена (М. Воллах, Л.С. Выготский, П.И. Дышлевый, И.А. Киршин, Н. Коган, А.А. Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, Л.Н. Толстой, А.Н. Фомин, и др.). О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют общие условия, необходимые для развития специальных способностей, предлагают рекомендации по развитию творческих способностей.
В психологии изучено явление креативности (мы вслед за В.Н. Дружининым и СМ. Чурбановой отождествляем понятия "творческие способности" и "креативность"), рассмотрены показатели, свойства, факторы, способствующие и препятствующие ее развитию (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, С.М.. Чурбанова и др.). Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых предложены Дж. Гилфордом, С. Медником и Э.П. Торренсом.
Таким образом, различные аспекты творческой деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно.
Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие творческой деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала.
В литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так, высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Танненбаум и др.). Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, К. Тейлор,). Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.).
Не до конца изучен вопрос о факторах, влияющих на уровень творческой деятельности детей. Нет четкого описания особенностей творческой деятельности мальчиков и девочек, существуют разногласия в вопросе о темпе их творческого развития. Г. Кершенштейнер, к примеру, считает, что темп творческого развития у девочек более медленный, чем у мальчиков, отмечает "запаздывание" девочек сравнительно с мальчиками -Е.И. Игнатьев оспаривает эту мысль Г. Кершенштейнера.
Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней механизм развития личности, в научной литературе недостаточно и полно описаны конкретные способы организации этой деятельности, приемы развития творческих способностей младшего школьника.
В психолого-педагогической и методической литературе обильно представлены задания, направленные на творческое развитие ребенка (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Э.Д. Пфляумер, Е.И. Юдина и др.), однако они не приведены в систему, не разработаны показатели, с помощью которых можно определить, к какому виду творческой деятельности относится то или иное задание, на какой уровень творческой деятельности оно ориентируется.
Не выявлены педагогические условия, необходимые для развития творческой свободы младших школьников на уроке.
Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.
Государственный образовательный стандарт, основные образовательные программы начального образования ориентированы на развитие творческих способностей школьников, на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности. Эта цель в определенной степени отражена в учебниках для начальной школы. Например, Л.Г. Петерсон отдает приоритет в обучении математике не традиционной передаче готового знания, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному "открытию" учащимися свойств и отношений реального мира. В "Букваре" Д.Б. Эльконина созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи по письму и чтению. В программу литературного чтения (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и Л.Ф. Климанова) введен раздел "Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности". Однако в стандарте начального образования, в программах, учебниках для начальной школы не ставится цель развития опыта творческой деятельности как особого элемента содержания социального опыта.
Сказанное позволяет назвать противоречия, сложившиеся в педагогической теории и практике.
1. С одной стороны, в интересах общества и личности и в целях эффективности обучения необходимо формировать творческую свободу уже в младшем школьном возрасте; с другой стороны, в психолого-педагогической литературе недостаточно изучена проблема творческой деятельности младших школьников, особенно на уроке в начальной школе.
2. С одной стороны, в последние годы проведена значительная работа по усилению творческого компонента в содержании начального образования: увеличилось число вариативных учебников, большинство учебных предметов оснащены учебно-методическими комплектами, многие из которых содержат задания творческого характера, проблемные ситуации; с другой стороны, учителя не имеют достаточной подготовки для работы с ними. Можно говорить о противоречии между теоретическими подходами к решению рассматриваемой проблемы и практическим ее состоянием в деятельности педагогов.
3. Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, творческую свободу младших школьников на уроке необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой свободы, исследован в педагогической теории и практике недостаточно.
Наиболее подходящими предметами, на уроках которых эффективнее развивается творческое мышление учащихся, раскрывается их потенциал, это те предметы, которые большей частью ориентированны, на творчество. Одним из таких предметов является ИЗО. Необходимостью разрешить выявленные противоречия мотивируется актуальность нашего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каким образом формируется творческая свобода на уроках ИЗО, как исследовать уровень развития творческой свободы младших школьников?
Из проблемы вытекает тема исследования: " Развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО ".
Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.
Объект исследования – творческая свобода младших школьников.
Предмет — педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой свободы младших школьников на уроке ИЗО.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы, анализ педагогической практики позволили выдвинуть гипотезу исследования: Одним из факторов влияющих на развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, является программа преподавания ИЗО, как одного из предметов направленных на развитие творческого потенциала учащихся.
Предмет, цели, гипотеза исследования определили его анали

курсовая Развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.doc

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация