Курсовая Воспитательный коллектив как форма функционирования и развития целостного педогогического процесса.doc по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Воспитательный коллектив как форма функционирования и развития целостного педогогического процесса.doc

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Воспитательный коллектив как форма функционирования и развития целостного педогогического процесса.doc

Предмет:Разное.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………3 стр.
2. История формирования теории воспитательного коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………….8 стр.
3. Воспитательный коллектив в работах А.С. Макаренко…………...15 стр.
4. Воспитательный коллектив в современной педагогике...………...27 стр.
5. Коллектив как фактор воспитания личности………………………31 стр.
6. Заключение…………………………………………………………...37 стр.
7. Литература……………………………………………………………40 стр.

введение
Коллектив для человека - объективная реальность, сфера его полноценной жизнедеятельности. В коллективе человек усваивает социальные нормы, реализует естественную потребность в общении, совместной деятельности, обменивается жизненным опытом, ценностями, находит понимание, помощь и защиту от внешней агрессии. В коллективе формируется черта личности, получившая название «коллективизм». Эту черту современная наука рассматривает как категорию вечную и общечеловеческую. В процессе жизни человек является членом многих коллективов: учебных, воспитательных, трудовых, спортивных, творческих и др. Коллектив как целостно-ориентированное единство людей является в то же время средством формирования коллективизма.
Идея воспитания коллективизма у подрастающего поколения в учебных объединениях берет свое начало в опыте, начиная с XVIII века (И.Г.Песталоцци, В.А. Лай, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.). Во второй половине XIX — начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива внесли П.Ф.Каптерев, М.И.Демков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др. Они показали, что воспитательный коллектив - действенное средство формирования у учащихся гуманных, подлинно человеческих отношений, справедливости, товарищества, дружбы, альтруизма, толерантности.
Отечественные мыслители Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков и другие раскрыли силу воспитательного воздействия коллектива, основанного на таких духовных ценностях русского народа, как религиозность, общинность, соборность, государственность, гражданственность, свобода.
Содержание коллективизма в различные исторические времена обусловливалось социально-экономическими, политическими и культурными факторами.
Развитию коллективизма как естественному ценностно-ориентированному единству людей препятствует частная собственность, эксплуатация человека человеком. Ошибочным является марксистское положение о том, что коллективизм - явление классовое, выражающее преимущественно солидарность пролетариата в борьбе с буржуазией. Политизация идеи коллективизма противоречит сущности естественной природы этой черты общечеловеческой морали.
В годы советской власти в соответствии с марксистской идеологией утверждалось положение о том, что коллективизм присущ лишь социалистическому обществу. Детский воспитательный коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях совместной жизнедеятельности детей, формируя у них коллективистическое сознание. Школа рассматривалась как коллектив учащихся и учителей, функционирующий на основе общности учебной и воспитательной работы.
Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко. Его гуманистическая концепция о воспитательном коллективе как форме педагогического процесса стала основой отечественной теории детского коллектива. Именно А.С.Макаренко принадлежат определения коллектива, ставшие классическими: «Коллектив — это есть целеустремленный комплекс личностей, организованный, обладающий органами коллектива» (Макаренко A.C. Соч. в 7-ми т., Т.5, с.210) и «Коллектив - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплиной и ответственностью. Коллектив - это социальный организм в здоровом человеческом обществе» (Макаренко A.C. Соч. в 7-ми т., Т.7, с. 13).
Основные педагогические поиски А.С.Макаренко были связаны с выявлением действенных средств и организационных форм воспитания человека в коллективе. Им были сделаны такие важные педагогические открытия, как демократические начала в воспитательной работе, в частности, выборность и гласность, динамичная система перспективных линий, традиции коллектива, игра и труд как факторы формирования личности в коллективе и др. Важно, что поиск всех форм и средств коллективистского воспитания он не отделял от задачи осуществления в его условиях «педагогики индивидуального действия». Педагог доказал на практике, что лишь воспитывая коллектив можно создать такую организационную форму, в которой каждая отдельная личность будет не только наиболее дисциплинированна, но и наиболее свободна. Гуманистическая направленность педагогики А.С.Макаренко получила, как известно, в его емкой, но краткой формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
Среди последователей А.С.Макаренко следует назвать таких известных отечественных педагогов, как О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, Л.Ю.Гордин, И.А.Зязюн, Л.В.Карамущенко, В.М.Коротов, И.Ф.Козлов, В.В.Кумарин, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынский, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский, А.А.Фролов, Н.Д.Ярмаченко и др.
Педагогическое наследие А.С.Макаренко, в том числе его теория воспитательного коллектива, давно и тщательно изучаются за рубежом. Его наследие широко и разносторонне исследует видный немецкий педагог Г.Хиллиг. Как показало исследование Л.И.Гриценко (1998), макаренковедение на Западе отличается широким спектром оценок и интерпретаций идей А.С.Макаренко, разнообразие которых позволяет судить о плодотворной основе для конструктивной рефлексии его педагогического наследия.
В Российской Федерации и сейчас продолжается разработка концепций, теорий воспитательного коллектива. Значительный вклад в рассматриваемую проблему внесли в эти годы Л.И.Гриценко, А.И.Донцов, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.И.Смирнов, Л.В.Образцова, А.А.Фролов, Е.Н.Шиянов. Развитие теории воспитательного коллектива в Российской Федерации обусловлено современной социокультурной ситуацией, ориентированной на следование общечеловеческим идеалам, на идею свободного развития членов демократического общества, на преемственность духовных ценностей и творческую реализацию их.
В Российской Федерации функционируют разнообразные коллективы взрослых и детей. Коллективистические отношения выступают ведущим фактором формирования личности. Детские коллективы включают своих членов в систему общественных отношений, являются субъектами жизнедеятельности, воспитывают у них такие черты личности, как гражданственность, гуманность, деловитость, предприимчивость, умение требовать и подчиняться, а в целом формируют навыки социальной адаптации и самореализации. На необходимость организации деятельности школы по воспитанию коллективизма у учащихся указывают новейшие документы Российского государства: «Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Утверждена Постановлением правительства РФ 16 февраля 2001г.); «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» (Решение коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999г.); «Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г.). В последнем из названных документов подчеркнуто: «Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка»[10]
Совершенствованию содержания и форм воспитания коллективизма у современных школьников может способствовать критическое использование наследия педагогов - гуманистов советского периода по рассматриваемой проблеме. Представляется важной объективизация теорий воспитательного коллектива, переосмысление ценностей этих теорий, выявление истинной сущности гуманистических теорий воспитания в коллективе. Сложные противоречивые процессы, происходящие в современном российском обществе, в сфере воспитания, в том числе противоречия между коллективным и индивидуальным подходом в воспитании, гипертрофия и абсолютизация социально-политического аспекта формирования коллективизма, породившие шаблонный подход к проблеме, недостатки современных теорий и практики воспитания коллективизма у учащейся молодежи, а также отсутствие специальных исследований о вкладе отечественных педагогов 50-80-х годов XX столетия в теорию воспитания коллективизма - все это явилось основанием для выбора темы данной курсовой работы: «Воспитательный коллектив как форма функционирования и развития целостного педагогического процесса».
Проблема исследования состоит в определении и раскрытии понятия воспитательный коллектив, исследование развития теории коллективного воспитания в нашей стране, определение роли коллективного воспитания в целостном педагогическом процессе.

Курсовая Воспитательный коллектив как форма функционирования и развития целостного педогогического процесса.doc

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация