Курсовая социально-психологические условия супружеских конфликтов по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая социально-психологические условия супружеских конфликтов

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая социально-психологические условия супружеских конфликтов

Предмет:Разное.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Семья как культурно-исторический феномен и
социальный институт 7
Глава 2. Сущность, структура и типология конфликтов.
Конфликтогены в семейных отношениях 16
Глава 3. Психологические и социологические аспекты
семейно-ролевых отношений 23
Глава 4. Механизм супружеских конфликтов с точки зрения
групповой динамики 28
Глава 5. Психотерапия разводов как супружеских
конфликтов предельной степени интенсивности 33
Заключение 42
Список литературы 46

Введение

Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».
Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.
Проблемы семьи давно привлекают внимание ученых. По мнению отечественных психологов Г. М. Андреевой , А. В. Петровского , социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. В социальной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами исследовали отечественные психологи: Г.В. Акопов, А.И. Донцов, С.Г. Елизаров, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский, Ю.А. Лунев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.В. Сарычев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, В.В. Шпалинский. Отечественные специалисты по работе с семьей М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.
К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн, К. Рудестам, Н. Пезешкиан, В. Сатир . Существенным представляется положение о том, что именно родительская семья и особенности детско-родительских отношений являются важнейшими для проявления психической активности и направленности личности, реализуемых, в том числе, и в супружеской семье. Продолжением идей психоаналитического направления является теория транзактного анализа Э. Берна. Самыми частыми проявления трудностей развития являются так называемые игры, то есть сложные коммуникативные акты, преследующие цель получения бессознательных психологических «выгод». Ученым описано достаточно много игр, которые развиваются в супружеских отношениях, деформируя их, способствуя увеличению конфликтности и в ряде случаев прекращению существования семьи. Игры являются частным случаем личностной психопатологии, которая реализуется в семейных коммуникациях.
Проблемы семьи достаточно подробно описаны в социально-психологической литературе. Исследователи обращают внимание на целый ряд трудностей современных российских семей. Социально-психологический статус семьи в нынешнем обществе утрачивает свое значение. Для молодого поколения в большинстве случаев принадлежность к родительской и супружеской семье не является жизненно важным условием. Референтность семейных отношений утрачивается, качественные внутригрупповые коммуникативные акты сводятся к формальным формам общения. Референтная функция семейной группы переходит к случайным объектам, обуславливая прекращение или негативно-деструктивное видоизменение социально-психологического процесса усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, посредством уменьшения самостоятельной и самодостаточной помощи семьи своим членам.
Негативные материальные факторы жизни семьи сочетаются с фрустрирующими влияниями как социально-психологической депривации, так и заместительных девиантных моделей, предоставляемых в условиях депривации средствами массовой информации и механизмами стихийного воспитания. Депривация была обусловлена тем, что вследствие реформ 90-х годов были уменьшены материальные возможности членов семей и самих семей. Это, в свою очередь, уменьшило возможности и снизило мотивацию удовлетворения нравственных и интеллектуальных потребностей. Этими причинами объясняется многократный рост несостоятельности и некомпетентности семейной группы, увеличение числа конфликтов и случаев насилия в семье, разводов, фактов сиротства.
Методологическую и теоретическую основу работы составляют представления о специфике семьи как малой группы и супружестве как одной из подструктур семьи (А.А. Бодалев), представление о роли социально-психологических и личностных факторов в супружеском взаимодействии (Н.Н. Обозов, В.В. Столин); представления о взаимодетерминации факторов стабилизации-дестабилизации современного брака (Г.С. Васильченко), представление о детерминации затрудненного общения социально-психологическими характеристиками личности (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, В.А. Лабунская).
Многие перечисленные выше особенности и проблемы современных семей служат источниками (катализаторами) конфликтов различной степени интенсивности, характера и глубины. Динамика социально-экономических, социально-политических, демографических и др. изменений в российском обществе не дает оснований полагать, что тема конфликтов в семье потеряет свою актуальность в ближайшее время. Этот фактор обуславливает актуальность работы.
Цель курсовой работы – сделать общий анализ причин, структуры, динамики и специфических особенностей семейных конфликтов.
Предмет работы – психологические, социально-экономические и иные отношения, складывающиеся в семье как малой группе.
Объект работы – традиционная семья как малая группа.
В соответствии с содержанием проблемы, в процессе работы ставились следующие задачи:
1. Представить семью как культурно-исторический феномен и социальный институт.
2. Дать описание сущности, структуры и типологии конфликтов и конфликтогенов в семейных отношениях.
3. Рассмотреть психологические и социологические аспекты семейно-ролевых отношений.
4. Проанализировать механизм супружеских конфликтов с точки зрения групповой динамики.
5. Представить описание терапевтических методов при разводах, как конфликтах предельной степени интенсивности.
В процессе подготовки и написания работы автор использовала научную и монографическую литературу по проблемам социальной психологии, социологии семьи и брака.



Глава 1. Семья как культурно-исторический феномен и социальный институт

На протяжении XX столетия патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положением женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поколений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы .
С древних времен и по сей день философами обсуждаются вопросы брака и семьи. Платон разрабатывал оптимальные схемы построения семьи, нормы ее жизнеобеспечения. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества. Кант считал, что правомерен и этичен лишь моногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожизненной верности . По Фихте, единственной нравственной основой брака является любовь .
Размышляя о вопросах брака и семьи, Гегель первым предположил, что формы их исторически обусловлены . Следовательно, и объяснение всех процессов, связанных с феноменом семьи, необходимо искать в исторических закономерностях. В.Розанов придавал семье и супружеским отношениям в высшей степени сакральное значение и считал «религию пола»глубинной тайной брака, супружеских отношений .
Основные функции семьи, которые могут быть востребованы как обществом, так и личностью, следующие:
1) рождение детей и тем самым обеспечение непрерывности человеческого рода;
2) первичная социализация и воспитание детей, формирование гражданина своего отечества, национальная и этническая идентификация;
3) удовлетворение родительских потребностей и вместе с тем духовное обогащение взрослых посредством общения с детским миром;
4) восстановление творческого и физического потенциала человека, психологическая защита личности посредством эмоционального, духовного общения супругов, родителей, детей;
5) смена поколений, передача социального опыта, традиций, нравственных норм и идеалов;
6) забота о старых и поддержка нетрудоспособных членов семьи .
Семья выполняет и другие функции, производные от названных, и тем не менее выделяемые в самостоятельные единицы, например:
• совместное ведение хозяйства и организация досуга;
• социальный контроль в отношении сексуального поведения членов семьи;
• помощь в жизненной карьере ребенка;
• содействие членам семьи в достижении определенного социального статуса и др .
Наиболее распространенной типологии семьи: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).
Для патриархального типа семейных отношений, возникшего в результате разрушения материнского права, характерны в качестве ведущих кровнородственные отношения, а также жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.
Для детоцентристского типа семейных отношений характерна установка на то, что дети – главный смысл семьи; материальная и духовная забота о детях доходит до такого уровня, когда основные свои ресурсы семья направляет на улучшение условий жизни ребенка, на получение им более высокого материального и социального статуса. Этому типу отношений свойственны: повышенная роль частной жизни; акцентуация на чувственной стороне брака и интимности; появление и закрепление традиции регулирования рождаемости, что, в свою очередь, требует соответствующей адаптации индивидуальных планов и поведенческих стереотипов всех членов семьи.
Статистически- демографический анализ показывает, что наиболее распространенной для России становится семья не ориентированная на рождение детей и неэффективная с точки зрения социализации детей (семьи неполные, однодетные, конфликтные). Поведение брачных партнеров все меньше мотивировано на детско-родительскую функцию (как смыслообразующую для семьи) .
В «супружеском» союзе отношения определяются не родством, не порождением, а свойством, т. е. разнообразными отношениями взаимодействия между полами и поколениями, целью которых является предоставление каждому члену семьи возможностей для самореализации. В идеальной «супружеской» семье ребенок ориентирован не на свои обязанности по отношению к родителям, а на полное использование потенциала семьи для развития и реализации своих возможностей и способностей. Взрослые, в свою очередь, строят взаимодействие с ребенком не на нормах гиперопеки, регламентации, контроля, а на принципе этики самореализации, способствуя целенаправленному формированию индивидуальности ребенка и обучая умению самостоятельно принимать ответственные решения.
Принципы, на которых строится «супружеский тип» семейных отношений, привлекательны с точки зрения идеала, ориентированного на саморазвитие личности, личностный рост, индивидуализацию. Семья уже н

Курсовая социально-психологические условия супружеских конфликтов

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация