Диплом Диагностика готовности ребенка к школе (сравнительный анализ) по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Диплом Диагностика готовности ребенка к школе (сравнительный анализ)

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Диагностика готовности ребенка к школе (сравнительный анализ)

Предмет:Психология.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы психологической готовности детей к школе 9
1.1Определение основных понятий: готовность к школьному обучению, критерии готовности 9
1.2 Виды готовности к школьному обучению 13
1.3 Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению 20
Глава 2.Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе 30
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе 30
2.2 Обоснование выбора методик. Описание методов исследования 32
2.3Результаты констатирующего эксперимента. 35
2.4 Подбор и проведение коррекционно-развивающей программы 44
2.5 Результаты формирующего эксперимента. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы 52
Глава 3.Методические рекомендации по подготовке дошкольников к школьному обучению 55
3.1Программа подготовки детей к школе 55
3.2 Развитие интеллектуальных способностей дошкольника 60
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложения 74


Введение

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные вза¬имоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в про¬цессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов. Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак¬теризующая переход к младшему школьному возрасту.
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зре¬ния общества, социально одобряемой и оцениваемой деятель¬ности (А.Н.Леонтьев,1983,1 Л.И.Божович 1968, Д.Б.Эльконин,1988). Специфи¬чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо¬чет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют по¬ложение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С.Выготского (1983), Л.И.Божович (1968), Л.А.Венгера (1978, 1994), Н.Н.Поддьякова (1989), Н.Г.Салминой (1988), Д.Б.Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению В содержание психологической готовности Д.Б.Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению.
Л.А.Венгер (1978, 1994) полагает, что должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые сводятся к умению выполнять действия по правилам, производить деятельность по указанию взрослого. Несмотря на единые исходные основы, психологическая готовность в понимании исследователей имеет разное содержание. До сих пор отсутствует четкое представление о самих критериях, которые должны служить показателями готовности к обучению (М.И.Лисина, 1973, А.А.Люблинская, 1971, М.В.Матюхина, 1984, В.С.Мухина, 1974, Т.А.Нежнова, 1981, У.В.Ульенкова, 1987).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных дошкольников в школе.
Это обусловило выбор темы исследования: «Диагностика психологической готовности ребенка к школе».
Целью нашей работы было изучение теоретического вопроса о психологической готовности ребенка к школе и ее диагностике; проведение сравнительного экспериментирования направленного на выявление различий в уровне сформированности ее компонентов у контрольной и экспериментальной групп дошкольников.
Объект исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ и группы развития (в которую вошли дети, посещающие дополнительные развивающие занятия).
Предметом исследования является особенности формирования психологической готовности.
Гипотеза. Предполагалось, что дети, занимающиеся помимо обязательной программы в дошкольном учреждении, различными видами деятельности – музыка, литературные занятия, рисование, конструирование и т.д. будут более подготовлены к обучению в школе и уровень интеллектуального, личностного, психического и физического развития у них выше, чем у детей, посещающих только детский сад.
В соответствии с выбранной темой, целью и гипотезой в исследовании нами были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности дошкольников к школьному обучению;
2. рассмотреть основные понятия в исследовании: готовность к обучению в школе, критерии и виды школьной готовности, определить связь кризиса 7-лет и готовности к школе;
3. проанализировать основные диагностические методики на определение готовности к школе, обосновать выбор экспериментальных методик для исследования, провести констатирующий эксперимент на основании результатов которого сделать заключение о психологической готовности детей к школьному обучению;
4. предложить и провести коррекционно-развивающую программу по формированию необходимого для детей уровня сформированности компонентов психологической готовности к школе в двух группах, после чего оценить эффективность проведенного формирующего эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ научной психолого-педагогической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;
3) методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: специально подобранные психологические методики, а так же, беседы, изучение документации, характеристик;
Базой исследования является муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Москвы и Центр Развития.
В нашем эксперименте были обследованы 15 детей дошкольного возраста, посещающие ДОУ г. Москвы (контрольная группа) и 15 дошкольников, посещающих дополнительные развивающие занятия (музыка, рисование, физкультура и т.д.) в Центре Развития г. Москвы(экспериментальная группа).
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа выполнялась с сентября по май 2006 года. Сентябрь-октябрь – первичная диагностика всех детей, ноябрь – март - проведение развивающей программы, апрель – май – проведение повторного исследования и анализ результатов эксперимента.

Первый этап - поисково-теоретический. Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа научной дошкольной и психолого-педагогической литературы. На этом этапе определены методологические подходы к определению проблемы психологической готовности детей к школе.
Второй этап – экспериментальный. В ходе констатирующего эксперимента по выявлению уровня готовности дошкольников к обучению в школе проводилась проверка гипотезы исследования проведен сравнительный анализ результатов в разных группах дошкольников.
Третий этап – формирующий. Была предложена и проведена коррекционно-развивающую программу по формированию необходимого для детей уровня сформированности компонентов психологической готовности к школе в двух группах, после чего оценена эффективность проведенного формирующего эксперимента.
Четвертый этап - обобщающий. Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, интерпретация результатов, полученных на первом, втором и третьем этапах работы; систематизация, обработка и анализ экспериментального исследования; подбор методических рекомендаций по подготовке дошкольников к школьному обучению.
Научная новизна исследования, заключается в том, что в работе:
-уточнено понятие готовности к школе детей с различным уровнем подготовленности и виды готовности к школьному обучению;
-получены новые экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что развивающие занятия по музыке, рисованию, физкультуре и др. способствуют развитию психологической готовности и могут быть рекомендованы в качестве эффективной дополнительной подготовке к школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было уточнено понятие готовности к школе детей с различным уровнем подготовленности и виды готовности к школьному обучению; рассмотрена проблема кризиса семи лет и влияния данного периода на готовность к школьному обучению, в частности: были получены данные, показывающие, что дети, посещающие дополнительные развивающие занятия имеют более высокую степень сформированности интеллектуального, личностного, психического и физического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по диагностике психологической готовности дошкольников к школьному обучению и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений. На основании полученных результатов рекомендовано использовать развивающие занятия для развития памяти, внимания, воображения, мышления и интеллектуальных способностей.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных.


Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы психологической готовности детей к школе
1.1 Определение основных понятий: готовность к школьному обучению, критерии готовности

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Практически все исследователи дошкольного периода развития имеют свои, часто прямо противоположные, «критериально ориентированные» представления о его сути и показателях готовности детей к школе.
Успешность решения этой проблемы впрямую

Диплом Диагностика готовности ребенка к школе (сравнительный анализ)

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация