Курсовая Социально-психологический тренинг, как фактор улучшения взаимоотношений в молодых семьях ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Социально-психологический тренинг, как фактор улучшения взаимоотношений в молодых семьях ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Социально-психологический тренинг, как фактор улучшения взаимоотношений в молодых семьях ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:120.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Социально-психологические проблемы семьи и причины их возникновения 6
1.1. Современная российская семья и ее проблемы 6
1.2. Социально-психологические особенности молодых семей 10
1.3. Социально-психологический тренинг как средство коррекции межличностных взаимоотношений в молодых семьях 11
Глава 2. Программа социально-психологического тренинга молодых супругов 18
2.1. Первичная диагностика супружеских и детско-родительских отношений 18
2.2. Психокоррекция супружеских и детско-родительских отношений 22
2.3. Контрольная диагностика супружеских и детско-родительских отношений 24
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 1. 32
Приложение 2. 36
Приложение 3. 38
Приложение 4. 39

Введение

Понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулиро¬вок, которая определяет семью как общность (двух или более) людей, в которую они объединяются на основе юридически оформлен¬ного брака и разделяют между собой общее жизненное прост¬ранство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В лю¬бой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятель¬ности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, предполагает более пристальное внимание социальных психологов к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учет на практике.
Сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Поэтому тему моей работы «Влияние социально-психологического тренинга на улучшение взаимоотношений в молодых семьях» можно считать актуальной.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная психология рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практике социально-психологической работы в России совершен¬но новые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [3].
Среди методов, составляющих базовую основу социально-психологической ра¬боты с семьей, важное место занимает социально-психологический тренинг. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, он раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-психологической практики по различным проблемам современной семьи.
Решающим фактором, определяющим подобный подход к данным проблемам является явная спецификация научных интересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-психологической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Объектом исследования является семья как социальный институт.
Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую деятельность с семьей через ее формы и методы.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
 Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи.
 Проанализировать и обобщить практический опыт социаль¬но-педагогической работы с семьей.
 Разработать программу занятий по психокоррекции семейных отношений.
Гипотеза: Социально-педагогическая деятельность с семьей способствует созданию условий для успешной реализации внутрисемейных отношений.

Глава 1. Социально-психологические проблемы семьи
и причины их возникновения

1.1. Современная российская семья и ее проблемы

Семья во все времена постоянно находилась в центре вникания передовой общественной мысли, прогрессивных полити¬ческих деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социально-психологической работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся сис¬тема власти и подчинения в семейной жизни, роли и функцио¬нальная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Наряду с традиционными функциями, связанными с рож¬дением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быст¬ро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физи¬ческую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографи¬ческой политики явно вытесняются на второй план. Нынеш¬нее состояние социальной защиты семей с детьми показыва¬ет отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого цен¬ного достояния нации - подрастающего поколения, будущего страны.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
И ТАК ДАЛЕЕ

1.2. Социально-психологические особенности молодых семей

Институт молодой семьи в современных условиях имеет свою специфику. Во-первых, ее характеризует нестабильность внутрисемейных отношений, освоение каждым членом семьи социальных ролей, своеобразие процесса становления. Во-вторых, как правило, молодая семья имеет объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы.
В настоящее время одной из самых острых проблем является нестабильность браков. Продолжает сокращаться количество браков и увеличивается число разводов. Одной из особенностей молодой семьи является то, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни, осваивают новые для них социальные роли, поскольку до 50 процентов всех разводов происходят в течение первых 5 лет совместной жизни.
При этом наиболее значимым фактором, удерживающим молодых супругов от развода, является ответственность за будущее своих детей, а второе место занимает беспокойство за свое будущее. Менее всего молодых людей беспокоит мнение окружающих. Как свидетельствуют данные, социальный контроль в настоящее время практически не оказывает какого-либо влияния на семейные отношения и устойчивость молодой семьи.
В большинстве регионов Российской Федерации в последние годы сохраняется сложная социально-демографическая ситуация.
Как показывают статистические данные, молодые семьи составляют около 20 процентов всех семей, при этом на них приходится три четверти всех ежегодно рождающихся детей. За период 2002–2006 гг. коэффициент рождаемости у женщин в возрасте до 30 лет снизился. Усиливается репродуктивная ориентация на однодетную семью.
Негативные явления в развитии семьи вызваны не только материально-финансовыми трудностями, но и недостаточной культурой, грамотностью и информированностью населения, в том числе и молодежи, в вопросах гигиены и здорового образа жизни, планирования семьи, психологии личности и межличностных отношений, неподготовленностью основной массы молодежи к семейной жизни.
И ТАК ДАЛЕЕ

1.3. Социально-психологический тренинг как средство коррекции межличностных взаимоотношений в молодых семьях

В широком смысле слова под социально-психологичес¬ким тренингом (СПТ) понимается практика психологичес¬кого воздействия, основанная на активных методах группо¬вой работы. При этом подразумевается использование свое¬образных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и кор¬рекции.
СПТ направлен на овладение определенными социаль¬но-психологическими знаниями, развитие коммуникатив¬ных способностей, рефлексивных навыков, спо¬собности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатыва¬ются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается спо¬собность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестра¬иваться в различных условиях и разных группах.
Главная задача социально-психологического тренинга в семьях заключается в улучшении социально-психологического климата в коллективе.
Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осу¬ществляемого в процессе интенсивного группового взаимо¬действия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собствен¬ным поведением и поведением других участников группы. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера, членов группы, просмотра видеоматериалов.
Атмосфера пси¬хологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяют участникам проявить набор поведен¬ческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможности других, более про¬дуктивных подходов к общению, приобрести новые навы¬ки взаимодействия.
СПТ проводится в группах по 8—12 человек под руко¬водством психолога, прошедшего специальную подготовку.
Обычный цикл занятий рассчитан на 30—50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показыва¬ет, что непродолжительные занятия (менее 20—24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную про¬грамму СПТ и снижают ее эффективность.
В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический при¬ем), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Исполь¬зование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других членов группы) объективную обратную связь.
Результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обрат¬ной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общ

Курсовая Социально-психологический тренинг, как фактор улучшения взаимоотношений в молодых семьях ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация