реферат Социологический эволоюционизм Спенсера по социологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Социология / реферат Социологический эволоюционизм Спенсера

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

реферат Социологический эволоюционизм Спенсера

Предмет:Социология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Эволюционизм – влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. Социальный эволюционизм развивался такими известными мыслителями, как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием дарвинизма.
Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества. Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие прогресса, телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме, одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма, целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИОЛОГИИ .Г. СПЕНСЕРА
Представления об обществе существовали с древних времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427—347 до н. э.). Первыми трудами по общей социологии считают «Государство» и «Законы». Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства над всеми сторонами жизни общества. Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в «Этике» и «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества — разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. В Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное. В эпоху возрождения развивалось антропологические понимание мира. Считалось, что человек должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды на общество в работах Томаззо Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной для человека. Н. Макиавелли(1469—1527) считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства — обуздание эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в рамках которой общество рассматривалось, как часть природы. Представители такой теории: Т. Гобс(1588—1679) — предложил теорию общественного договора и учение о гражданском обществе. В 18 в. просветители разграничили общество и государство, общество и культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса «Очерк о народонаселении». Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество — это реальный объект. В учении социалистов(Анри де Сен Симон, «Очерк науки о человеке» — 1813 г.) содержалось предвосхищение развития социальной науки. В начале 19 в. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге «Демократия в Америке». Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В 19 веке возникли две ветви обществознания: исторический материализм(К. Маркс) и позитивизм, создатель которого — О. Конт.
О. Конт(1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология». По О. Конту, история общества — это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох: 1) мифическая эпоха; 2) метафизическая эпоха — господство абстрактного мышления; 3) эпоха позитивизма(времена О. Конта). Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным. Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем — астрономия, физика, химия, биология, а на вершине — социология. Для Конта социология — это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода: 1) социальная статика(изучение социального порядка); 2) социальная динамика(исследование социальных процессов и социальных изменений). Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ. Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества.

реферат Социологический эволоюционизм Спенсера

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация