Дипломная Мировоззренческие основы авангардизма по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Дипломная Мировоззренческие основы авангардизма

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Дипломная Мировоззренческие основы авангардизма

Предмет:Разное.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Идеи постклассической философии и их влияние на культуру
ХХ столетия 13
Глава 2. Отличительные черты авангардизма как нового художественного
мышления 41
Глава 3. Аксиологический подход к художественной культуре
авангардизма 53
Заключение 63
Список литературы 72

История авангарда сложна. Как пишет В.С. Турчин в своей известной работе «По лабиринтам авангарда» «… пестрое созвездие школ, групп, направлений и течений, вспыхивающих в художественных столицах мира, ошеломляет каскадом фантастических красок, фрагментами пластических формул, гротесковой остротой образов. Каждое проявление авангарда выступает в богатой оправе эстетических, политических и социальных доктрин» .
Конец ХIХ – начало ХХ века - время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и культуре, возникновения различных направлений, течений в политике, экономике, социологии и р.д. «Настоящей революцией» назвал известный немецкий философ Г. Гадамер то, что произошло с искусством на рубеже XIX-ХХ веков ; искусство стало вызовом классической традиции и побуждало к поискам новых путей в творчестве.
Чтобы понять искусство авангарда, нужно понять его философско-эстетические корни. В начале XX века получили распространение новые философско-эстетические направления, каждая из новых школ предлагала свои пути интеллектуального подхода к искусству. Так возникли школы интуитивизма, фрейдизма, экзистенциализма и другие направления. Однако за всем многообразием эстетических направлений просматривались общие тенденции. Это - отказ от разумного, от рассудочного восприятия явлений действительности и абсолютизирование области чувственного, бессознательного познания, стремление доказать, что только художественное творчество может быть абсолютной свободой. «Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакая ответственность. Для этого ему открыто безграничное царство возможного, которое не связано никакими реальными условиями» .
Явления, возникшие при смене одной эпохи другой, одного направления в искусстве другим, новаторские, «взрывающие» традицию, получили название авангардизма. Как считают западные литературоведы – немецкий философ и социолог Т. Адорно, известный славист Р. Нойхаузер, слова «авангард», «авангардный» подходят для обозначения всевозможных новаторских явлений – и в художественной практике, и в эстетических концепциях.
Понятие авангарда этимологически восходит к военной лексике: «avant – garde» в переводе с французского означает «передовой отряд». Таким образом, авангард - это далеко оторвавшийся от основных сил отряд искусства, пролагающий новые пути идущим вслед. Подобный «прорыв» вперед, в отрыв от многих классических традиций, был совершен в XX веке в 10 - 30-е годы на всех фронтах искусства и во всех национальных культурах. Театр, архитектура, живопись, танец, музыка испытали в обозначенный период мощный приток новых идей, образов, ритмов, которые последовательно и постепенно адаптировались на протяжении последующих десятилетий европейским искусством.
Наряду с понятием «авангардизм» зачастую употребляются такой термин, как «модернизм» и, в синонимическом перечислении, - символизм, футуризм и т.д. Определенная сложность с терминологией этого сложного и неоднозначного культурного явления требует необходимых пояснений.
Чаще всего употребляются в качестве синонимов термины «авангард и авангардизм». Представляется, что первичность понятия «авангард» не должна вызывать сомнений. Тем не менее в «Советском энциклопедическом словаре» можно прочесть следующее: «Авангардизм - движение в художественной культуре ХХ века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель» .
Р. Нойхаузер однозначно разграничил два этих близких понятия, указав на факт наличия авангардных явлений в искусстве различных эпох. Так, радикально новым было в XIX веке явление романтизма; в конце того же столетия авангардизм снова актуализируется в виде «декаданса». «Новое течение, - пишет Р. Нойхаузер, - в литературе 80-х и 90-х годов выполняло функцию любого авангарда - разрушение старых, прочно установленных норм, как литературных, так и общественных. Из сказанного следует, что по отношению ко всем указанным … течениям имеются все основания говорить об авангардных течениях» . Таким образом, авангардизм - это проявление сознательно новаторских тенденций в искусстве разных эпох. Авангард же - форма художественной реализации этих тенденций в культуре начала XX века.
«Модернизм» восходит к слову «modern» - «новый». Первым теоретически и художественно оформленным воплощением модернизма стал символизм. Авангард пошел по пути обновления и осмысления эстетической и аксиологической системы искусства дальше; он стал следующим этапом обновления.
Можно полагать, что авангард и символизм - два равноправных течения в рамках единого направления - модернизма. У них имеются существенные совпадения мировоззренческих предпосылок, а также близкие художественные принципы. При этом, символизм и авангард серьезно различались в способе разрешения одних и тех же творческих проблем.
Модернистский взгляд на культуру начал сформироваться во второй половине ХIХ века в противостоянии с позитивизмом, социологизмом, классическим искусством и естественно-материалистической установкой . Нагляднее всего это противостояние обнаружилось в сфере искусства, на формирование которой решающее влияние оказала философия Артура Шопенгауэра, воспринятая многими европейскими художниками и тем самым ставшая основополагающей в конституировании модернистских концепций художественного творчества.
Преемником многих идей Шопенгауэра, а впоследствии и их критиком был Фридрих Ницше, чья философия оказала большое влияние на теории искусства и художественную практику ХХ столетия.
Философия Ф. Ницше оказывала не только консолидирующее, но порой и «разъединяющее» воздействие на интеллектуалов, принадлежащих к различным «культурным» поколениям. К началу XX века философ получил устойчивую репутацию гениального эстета, имморалиста, разрушителя эстетических идеалов. Именно такой образ Ф. Ницше сложился в английском дендизме, французском символизме и русском классическом идеализме.
Философия Ф. Ницше - и, в частности, его эстетика - определила то поле, на котором разворачивались художественные баталии начала (и не только) ХХ столетия.
Разработанность проблемы в отечественной литературе. Первый бум популярности творчества Ф. Ницше в России пришелся на начало XX столетия. Количество дискуссий вокруг идей философа, а также переводов его работ и переписки, возрастало стремительно. К концу первой декады XX века насчитывалось более ста статей и монографий на русском языке, проникнутых как pro-ницшеанским, так и contra-ницшеанским пафосом. Было издано около ста переводов его прозаических, стихотворных текстов и произведений эпистолярного жанра . Способ прочтения Ф. Ницше отечественными критиками сформировался, главным образом, в результате интерпретации его творчества такими мыслителями, как В. Преображенский, В. Иванов, Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Франк, Л. Шестов. Отношение к философу складывалось и посредством популяризации его взглядов через поэтические циклы (Н. Минский, З. Гиппиус, В. Маяковский), пьесы (М. Горький, А. Луначарский), романы и рассказы Ф. Ницшеанского толка (Д. Мережковский, П. Боборыкин) . Особую известность в эти годы получили оценки философии Ф. Ницше, высказанные в работах В. Преображенского, Н. Михайловского, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Л. Лопатина, Н. Грота, В. Чуйко, А. Волынского, Д. Цертелева. На исходе XIX века были изданы первые переводы на русский язык популярных зарубежных исследований по философии Ф. Ницше: монографии Лу Андреаса Саломе (1896), Ф. Риля (1897), Л. Штейна (1888), Г. Зиммеля (1899), А. Лихтенберже (1899) .
Пик популярности философии Ф. Ницше в России пришелся на рубеж столетий. Появились серьезные исследования, главной темой которых стало сопоставление концепции Ф. Ницше с творчеством известных российских мыслителей, главным образом Достоевского и Толстого. Данной теме посвящены труды Л. Шестова, Д. Мережковского, В. Иванова, Г. Рачинского,
В. Щеглова. Публиковалось значительное число художественных произведений (М. Арцыбашев, А. Вербицкая, М. Горький, В. Крыжановская, Д. Мережковский), в которых главными героями были ницшеанцы.
В первые годы XX столетия в духовной жизни России, наряду с преобладавшим интеллектуальным влиянием Ф. Ницше, все большую популярность стал завоевывать марксизм. И марксисты и ницшеанцы хотели изменений и рассматривали себя как борцов за новый порядок и новую культуру. Однако после революции 1917 года ситуация коренным образом изменилась. Уже в 1922 - 1924 годах, в результате проводимой социалистическим правительством «культурной политики», его книги были запрещены и изъяты из библиотек, а писатели стали избегать открытого упоминания Ф. Ницше в своих сочинениях.
Вплоть до середины 80-х годов ХХ в. советские власти продолжали видеть в Ф. Ницше идеологического врага и воплощенное зло западного империализма, милитаризма и агрессии. Имя Ф. Ницше употреблялось в сугубо негативном контексте, а остававшиеся недоступными для читателей произведения, на основании вырванных из контекста цитат, были объявлены «идейным базисом фашистской идеологии».
По мере ослабления давления коммунистической идеологии началось постепенное возвращение творчества Ф. Ницше в отечественную культурную традицию.
Существенный для мировой культуры этап послевоенной реабилитации наследия Ф. Ницше отсутствует в русской интеллектуальной истории, в то время как в мировой ницшеане конец 1950-х – 1960-е годы стали эрой «денацификации Ф. Ницше». Число текстов на европейских языках, авторы которых видели своей целью возвращение философу доброго имени и представляли его творчество в объективном свете, если не превысило, то по крайней мере оказалось сопоставимо с количеством антиницшеанских памфлетов конца 1930 - 1940 гг. В России же, где было произведено большое количество антиницшеанских текстов, в 1960-е годы публиковался практически один официально признанный специалист по творчеству Ф. Ницше - С. Одуев, сохранявший на страницах своих одиозных работ имя философа. Единственным значительным событием тех лет стала публикация в 1967 году в четвертом томе знаменитой «Философской энциклопедии» свободной от идеологических клише статьи о Ф. Ницше А. Михайлова .
В литературе существует несколько вариантов периодизации летописи российской ницшеаны. Все они основаны на смене смысловых акцентов в интерпретации учения Ф. Ницше отечественными авторами. Различие определяется, главным образом, целью конкретного исследования и степенью обобщения эмпирического материала. Ведущий американский специалист по истории рецепции творчества Ф. Ницше в России Б. Розенталь выделяет три периода:
1. Эпоха модерна - Серебряный век (этот этап, понятый как вариант русского ответа на общеевропейский культурный кризис, в свою очередь, состоит из двух ступеней: 1890 - 1909 годы и 1910 - 1917 годы);
2. Советская культура (1917 - конец 1980-х гг.);
3. Постсоветская культура .
Другой подход, известный в отечественной литературе, представляет эволюцию восприятия творчества Ф. Ницше в России в виде четырех этапов, которые обозначены как:
1. «Ознакомительный» (1890 - 1899);
2. «Вольной интерпретации» (1900 - 1913);
3. «Опосредованного влияния» (1914 - 1989);
4. «Возвращения философии Ф. Ницше» .
Возрождение российской ницшеаны обычно датируют концом 1980-х годов ХХ в. Первым текстом Ф. Ницше, опубликованным после более чем полувекового перерыва, стало запрещенное цензурой в дореволюционной России сочинение «Антихристианин» (1888), включенное в сборник «Сумерки богов» (1988). В 1990 году московское издательство «Мысль» выпустило двухтомник сочинений Ф. Ницше, подготовленный и откомментированный К. Свасьяном. Поток публикаций текстов Ф. Ницше увеличивался стремительно: Собрание избранных произведений в 2-х томах, составитель М. Ива

Дипломная Мировоззренческие основы авангардизма

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация