Дипломная Россия и процессы ядерного разоружения и контроля над вооружением по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Дипломная Россия и процессы ядерного разоружения и контроля над вооружением

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Дипломная Россия и процессы ядерного разоружения и контроля над вооружением

Предмет:Разное.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Истоки проблемы ядерного разоружения 12
1.1. Инициативы в развитии ядерных вооружений 12
1.2. Развитие ядерных арсеналов 25
1.3. Основные этапы договорного процесса в области ядерного
разоружения 26
Глава 2. Перспективы ядерной оружейной политики 35
2.1. Проблема нераспространения ядерного оружия. Ядерное
сдерживание 35
2.2. Влияние соглашений об ограничении ядерных вооружений на
структуру ядерных арсеналов 59
2.3. Национальная система экспортного контроля России в целях
ядерного нераспространения 64
2.4. Сотрудничество России и европейских стран в
области нераспространения оружия массового уничтожения 74
2.5. Ядерное оружие и национальная безопасность России 79
Заключение 86
Список литературы 92
Приложение 1. Ядерный арсенал СССР (России) 98
Приложение 2. Ядерный арсенал США 102
Приложение 3. Ядерные арсеналы официальных ядерных государств в
1945-2000 гг. 105
Приложение 4. Научно-исследовательские центры и
неправительственные организации, работающие в
области нераспространения ОМУ, контроля над вооружениями
и разоружения 108

Введение

Приверженность принципу ядерного нераспространения является одной из основополагающих установок российской внешней политики. Согласно Концепции национальной безопасности России, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки относится к основным задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а распространение ОМУ и средств его доставки рассматривается как одна из основных угроз национальной безопасности .
Президент России В.В. Путин назвал проблему нераспространения ядерного оружия «важнейшим вопросом современности» . Актуальность задач, связанных с нераспространением ОМУ, подтверждается каждодневно. Одни события уходят, им на смену приходят новые, но смело можно утверждать: за последние 30 лет вопросы нераспространения ОМУ, прежде всего ядерного, а также средств его доставки стали одними из центральных в международных отношениях.
Режим нераспространения ядерного оружия представляет собой совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также внутренних законодательств стран-участников, целью которых является предотвращение приобретения ядерного статуса государствами, которые не имели его к 1967 г .
Ядерное оружие возникло в результате сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов глобального масштаба. Объективно к возможности его создания неотвратимо вел бурный научно-технический прогресс, начавшийся с блестящих фундаментальных открытий физики XX века. Мощнейшим форсирующим фактором субъективного характера стала военно-политическая ситуация в 40-е годы, когда в странах антигитлеровской коалиции - США, СССР, Великобритании были предприняты решительные усилия по опережающему Германию созданию ядерного оружия. В результате последующего развития ядерное оружие превратилось в исторически беспрецедентный военно-политический и военно-стратегический феномен, обеспечивающий национальную безопасность страны-обладателя и способный обесценить возможности любых других систем оружия.
Ядерная эра началась в 1945 г., когда США стали первым государством, которое испытало ядерное оружие, и первым же (и единственным) государством, которое его применило. С неизбежностью за США последовал СССР, испытавший первое ядерное взрывное устройство в 1949 г. В 1952 г. ядерное оружие было создано в Великобритании, в 1960 г. во Франции и в 1964 г. в Китае. Одновременно со всей остротой встал вопрос о предотвращении ядерной войны: опыт Японии оказался слишком ужасен, чтобы к ядерному оружию можно было относиться просто как к «более мощной бомбе». Человечество впервые столкнулось с угрозой утраты своего бессмертия.
В 1950-е гг. казалось, что мир пойдет по пути распространения ядерного оружия, как это традиционно случалось со всеми новыми видами оружия. Большинство государств, обладавших мало-мальски развитой наукой и экономикой, запустили собственные ядерные программы, в том числе такие страны, как Австралия, Египет, Швейцария, Швеция. Однако на рубеже 1950-1960-х гг. ситуация стала меняться. В мире стало складываться более реалистичное и даже скептическое отношение к ядерному оружию.
Стало яснее, каковы могут быть последствия его применения; появилось осознание того, что ядерное оружие в силу огромной разрушительной силы малоприменимо в таких традиционных военных целях, как захват территории, достижение ограниченных политических целей и т.п.; широко развернулось массовое антиядерное движение общественности; стали очевидны непомерные для многих стран расходы на его создание; уже успевшая овладеть ядерным оружием группа стран была готова воспрепятствовать появлению новых ядерных государств. Все больше государств начало склоняться к тому, чтобы воздержаться от приобретения ядерного оружия при условии определенных гарантий безопасности, прежде всего гарантии того, что их соседи и потенциальные противники также останутся безъядерными.
С другой стороны, страны, уже создавшие ядерное оружие, не проявили желания ликвидировать свои арсеналы, во всяком случае в обозримой перспективе (полное и всеобщее ядерное разоружение заявлено ими только как долгосрочная цель). В условиях «холодной войны» невозможно было даже надеяться, что СССР и США согласятся ликвидировать ядерное оружие: слишком глубокими были противоречия между ними и взаимное недоверие. Таким образом, стремление большинства стран предотвратить угрозу ядерной агрессии путем создания безъядерного мира не могло быть полностью реализовано.
Пока ни одно из ядерных государств не отказалось и, тем более, не ликвидировало свое ядерное оружие. США, Англия, Франция и Китай имеют достаточно емкие программы модернизации ядерно-оружейного комплекса в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. А Индия и Пакистан, проведя серию подземных испытаний в 1998 году, сегодня активно наращивают свой арсенал. Так закончилось XX столетие. Начало ХХI века ознаменовалось стартом нового витка напряженности – получили свое развитие «корейский», а затем, – все более углубляющийся «иранский», кризисы.
Разработка отечественного ядерного оружия - это единственный и уникальный пример в истории создания средств вооруженной борьбы, когда главной целью является достижение условий, делающих невозможным их применение. Об этом наглядно свидетельствует последовательность ввода в эксплуатацию важнейших систем оружия, составляющих основу современных ядерных вооружений РФ и США.
Практически в течение всей истории задачей советских (российских) разработчиков ядерного оружия являлось парирование различных вызовов США в попытках достижения превосходства над СССР. Для этого обеспечивалась симметрия в ядерных вооружениях, исключающая их использование без неотвратимого возмездия. Успехи в решении задачи создавали и продолжают создавать основу для эффективной военной политики - политики сдерживания.
До 1990-х гг.Договор о нераспространении ядерного оружия и другие международно-правовые акты, относящиеся к этой тематике, а также документы, характеризующие политику СССР и западных государств по проблеме нераспространения, неоднократно публиковались в Советском Союзе в сборниках по разоружению и истории международных отношений . На доступности более широкого круга источников сказывалась деликатность ядерной сферы и конфиденциальность переговоров, не говоря об общих условиях «холодной войны».
Сотрудничество в области нераспространения между Востоком и Западом в годы «холодной войны» продолжалось и в периоды осложнений в международных отношениях, благодаря чему научная литература, посвященная этим вопросам, в 70-80-е годы была в меньшей степени подвержена воздействию политической конъюнктуры. В работах В.Ф. Давыдова, В.С. Емельянова, А.Н. Калядина, Б.П. Красулина, Ю.К. Назаркина, В.Ф. Петровского, А.М. Петросьянца, А.А. Рощина, Р.М. Тимербаева и других специалистов были рассмотрены различные аспекты истории формирования и механизма функционирования режима нераспространения. Правовая сторона этих вопросов проанализирована в рамках публикаций по атомному праву А.И. Иойрыша, Г.А. Осипова, П.Г. Паламарчука, А.Б. Чопорняка и других юристов, прежде всего в начатой в 1984 г. серии монографий «Атомное право» (Издательство «Наука»).
Подробный перечень публикаций на русском языке, вышедших в свет до 1991 г., издан Центром русских и евразийских исследований Монтерейского института международных исследований в августе 1992 г. Среди работ западных специалистов времен «холодной войны» выделяются труды Дж. Банна, Дж. Голдблата, Л. Данна, Х. Мюллера, Дж. Пилата, У. Поттера, Дж. Симпсона, Л. Спектора, Д. Фишера, Л. Шайнмэна и других .
В 1990-е гг. и в начале XXI века круг источников и литературы по теме значительно расширился. В издании «Нераспространение ядерного оружия. Сборник документов» (М., Международные отношения, 1993) на русском языке для общедоступного пользования были впервые опубликованы циркуляры МАГАТЭ, характеризующие системы гарантий Агентства, договоренности Комитета Цангера, включая Исходный список, документы, в том числе обе части Руководящих принципов и Заявление о полноохватных гарантиях, некоторые материалы по политике России и СНГ. В томе 2 сборника «Действующее международное право» (М., Издательство Московского независимого института международного права, 1997) опубликованы многие действующие в ядерной области договоры. В 1999 г. Министерством обороны РФ опубликована книга «Международные договоры об ограничении и запрещении ядерных испытаний и контроль их соблюдения». В связи с подготовкой к проведению Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия опубликованы два доклада Службы внешней разведки России . В первом из них большее освещение получили проблемы распространения оружия массового уничтожения, побуждающие причины к обладанию таким оружием и признаки его создания или обладания им. Второй доклад рассматривал перспективы продления Договора о нераспространении ядерного оружия, недостатки Договора и практики его осуществления, предложения по совершенствованию механизмов международного контроля. Другое издание государственных ведомств России на ядерные темы было связано с проблемой ратификации СНВ-2. МИД и Министерство обороны выпустили совместную публикацию «Договор СНВ-2: Факты и аргументы (Белая книга)», содержащую тексты договора, Лиссабонского протокола и значительный фактический материал (М., Международные отношения, 1993).
Классическим трудом по истории создания режима нераспространения и выработки ДНЯО стала работа одного из участников переговоров, дипломата-ветерана профессора Р.М. Тимербаева «Россия и ядерное нераспространение. 1945-1968» (М., Наука, 1999). В ней рассмотрен процесс создания МАГАТЭ и постатейной выработки ДНЯО, причем эволюция советской позиции прослежена с использованием рассекреченных документов различных министерств и ведомств, дан интересный обзор распространения атомных технологий в 50-60-х годах. Как логичное продолжение этого труда можно рассматривать вышедшую в 2000 г. публикацию Р.М. Тимербаева «Группа ядерных поставщиков: история создания (1974-1978)» (М., ПИР-Центр, 2000). Состояние проблем нераспространения в российско-американских отношениях в 1991-2001 гг. проанализировано в монографии В.А. Орлова, Р.М. Тимербаева и А.В. Хлопкова .
Среди монографий, посвященных широким проблемам, связанным с ядерным оружием, стоит выделить издание Российского института стратегических исследований «Ядерный фактор в современном мире» (М., РИСИ, 1996), публикацию С.В. Кортунова в серии докладов Московского общественного научного фонда «Контроль за вооружениями и интересы России» (М., Московский общественный научный фонд, 1997), а также проведенное в рамках ИМЭМО исследование «Эволюция структур военной безопасности: роль и место России» (под редакцией С.Е. Благоволина. М., ИМЭМО РАН, 1997) и монографию «Ядерные вооруже

Дипломная Россия и процессы ядерного разоружения и контроля над вооружением

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация