курсовая классификация исторических источников по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / курсовая классификация исторических источников

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

курсовая классификация исторических источников

Предмет:Разное.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение 3
1. Природа исторического источника 7
2. Становление источниковедения как исторической дисциплины 11
3. Классификация исторических источников 26
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Введение

В подготовке профессиональных историков очень важное место занимает курс источниковедения отечественной истории. Он входит в цикл специальных исторических дисциплин, составляющих квалификацию историка исследователя. Источниковедение изучает основу российской исторической науки письменные источники.
Важность источниковедения заключается в обеспечиваемой им возможности познания социальных явлений, «недоступных непосредственному наблюдению, через посредство материальных остатков человеческой деятельности, в той или иной форме отразивших эти явления» . Источниковедение обеспечивает глубину и достоверность исторического познания, позволяет ученому ориентироваться в системе источников, отбирать из них те, которые содержат необходимую для решения поставленной им исследовательской задачи информацию, грамотно проводить критический анализ и осуществлять интерпретацию исторических свидетельств. Поэтому справедливым является определение источниковедения как одной из главных составных частей системы познания прошлого .
Последние годы знаменуются возрастанием роли источниковедения в социальной практике: увеличивается круг исследуемых источников, их географическая отнесенность, хронологические рамки, виды. Все более отчетливой и осознанной становится потребность в применении научных методов источниковедческого анализа в разных сферах научной и практической деятельности, что отражает тенденцию превращения источниковедения в одну из областей общегуманитарного знания, важного для любого ученого, независимо от конкретной сферы его профессионализации. На это указывает О.М. Медушевская, отмечая «расширение социальных функций источниковедения как науки об источниках и сферы применения методов изучения источников, раскрытия их информационного богатства для нужд не только исторической науки, но и других сфер научно-практической деятельности» .
Отечественное источниковедение сформировалось в XVIII XIX вв. как особая отрасль российской исторической науки. Во второй половине XIX столетия возникло и закрепилось наименование дисциплины источниковедение. В середине ХХ века было признано ее самостоятельное значение. Источниковедение разрабатывает теорию, методологию и методику изучения письменных источников и дает их систематическое, видовое описание.
Понятие об источнике, его понимании и критике возникло в связи с филологической интерпретацией важнейших произведений литературы классической древности. Этими вопросами занимались исследователи текстов Священного писания - экзегеты, гуманисты, мыслители и ученые. На этой основе в начале XIX в. сложились общие принципы обращения к произведению и авторству как способу понимания произведения, проникновения в глубинный смысл текста.
Источниковедение складывалось как особая дисциплина прежде всего в рамках методологии исторического исследования, поскольку именно историческая наука систематически использует для целей познания исторические источники. В ходе своего становления источниковедение обобщает научно-исследовательский и публикаторский (археографический) опыт, накапливавшийся в процессе работы с литературно-художественными, философскими, правовыми произведениями в классической филологии, философской герменевтике, литературоведении и лингвистике, истории права и других областях знания. Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт работы с отдельными видами источников, - так называемых вспомогательных исторических дисциплин (палеография, сфрагистика, ди-пломатика, кодикология и многие другие). Они помогают исследователям правильно читать тексты, идентифицировать их, подготавливать исторические документы к научному изданию и использованию. Традиционно источниковедение связано с исследовательской деятельностью историка, и поэтому иногда говорят именно об историческом источниковедении, исторических источниках. Однако в настоящее время очевидно, что проблемы, которые специально разрабатывает источниковедение, рассматриваются не только в исторической науке, но в гораздо более широком междисциплинарном пространстве гуманитарных исследований. Вместе с тем методы источниковедения важны для многих областей гуманитарного знания. Поэтому изучение проблем источниковедения следует начать не с истории его формирования, а с вопросов теории - его теоретико-познавательных (эпистемологических) оснований. Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Гуманитарное познание имеет целью приращение и систематизацию знаний о человеке (во всей полноте и целостности этого феномена) и обществе (феномене человечества в его временном и пространственном единстве). Общим целям служат и методы источниковедения. Источниковедение совершенствует свои методы и познавательные средства в соответствии с общими эпистемологическими (теоретико-познавательными) принципами гуманитарного пoзнания и, в свою очередь, обогащает знание о человеке и человечестве специфическими познавательными средствами. Методология источниковедения представлена системой знаний, сложившихся первоначально прежде всего в исторической науке, а также в других гуманитарных пауках. Она обладает единством теоретических постулатов, историко-практическим опытом раз-вития и исследовательским методом.
Источниковедение имеет спой специфический предмет и использует особый метод познания объективной реальности. Как известно, в объективной реальности существуют как природные объекты, возникающие вне человеческой деятельности и независимо от нее, так и объекты культуры, созданные в процессе целенаправленной, осознанной деятельности людей. Объекты культуры создают, обрабатывают, лелеют люди, преследующие при их создании конкретные практические цели. Именно эти объекты несут особую информацию о людях, их создавших, и о тех типах общественных организаций, человеческих сообществ, и которых эти цели ставились и реализовались. Объекты, созданные природой вне участия человека, источниковедение специально не изучает, поскольку не располагает для этого специальными (естественно-научными) методами. Для получения дополнительной информации оно обращается в том числе к естественно-научным областям знания. Изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе есть главная задача источниковедения.
Цель настоящей работы – показать развитие источниковедения и представлений об историческом источнике как науки о познании социальных явлений.
В первой главе дается представление о природе исторического источника как результате человеческой деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром.
Вторая глава посвящена истории становления источниковедения как исторической дисциплины.
Третья глава содержит общепринятую классификацию источников.
В заключении резюмируются основные подходы к оценке роли источниковедения в системе исторических наук.

курсовая классификация исторических источников

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация