Реферат Смерть как философская проблема по философии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Философия / Реферат Смерть как философская проблема

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Смерть как философская проблема

Предмет:Философия.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Проблема смысла смерти – вечный вопрос для человечества


Нет такого человека, для которого жизнь не держала бы на готове какое-нибудь де-ло, и нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл.
Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он ви-дит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он способен видеть смысл.
В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человече-ского существования - в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, - также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой. Осуществляя смысл, че-ловек реализует самого себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реа-лизуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться са-мим.
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти
Смерть - естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди пе-рестали воспринимать смерть про¬сто как страшный факт и начали размыш¬лять над про-блемой сущности самой жиз¬ни, они много времени уделяли тому, что¬бы ответить на во-прос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христи-анство) рассматрива¬ли жизнь как душу, пребывающую вре¬менно в «темнице» — теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас ни¬что, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет (Эпикур).
У современных ученых смерть имеет свою классификацию, а область науки, зани-мающаяся изучением смерти, ее причин, механизмов и признаков, получила название "танатология" (от греческого thanatos - смерть). Если в западных странах эту науку можно назвать сравнительно молодой, то на Востоке она насчитывает уже не одно тысячелетие.
Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым пу-тем, т. е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения зем-ной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенци-альным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поко¬ления в поколе-ние. Размножение, рассмат¬риваемое с позиций существования рода, передача знаний, культурного «багажа» и прочих априорных форм есть отрицание смерти.
Теология рассмат¬ривает смерть как расплату за грехи; ми¬лость Божья обещает вос-кресение. ''Все по¬пытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обре¬чены на неудачу и имеют своей целью из¬бавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зо-не, в которой оно есть Бог'' (Рильке).
В экзистенциализме Хайдеггера челове¬ческое существование выступает как бы¬тие, идущее к смерти, т. е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое суще¬ствование пребывает в страхе перед возможной невозможностью его су¬ществования. Смерть — возможность бы¬тия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке).
Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактиче¬скую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы уме¬реть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае — пережить ее и себя самих. Смерть является не моей воз¬можностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ни¬что моих возможностей... Глупо, что мы родим-ся, глупо, что мы умираем»
На практике вопрос о смерти представляется довольно трудным, состоит в том, что он по существу семантический, то есть все зависит от того, какой смысл вкладываем мы в понятие "смерть".
Бытовое восприятие смерти человеком однозначно негативное. Стихийное, ин-стинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у лю-дей безысходную печаль, невыносимое страдание.
Да и философы всех времен и народов хорохорились и боролись со страхом перед смертью. “Неизбежность смерти - наитягчайшая из наших горестей”, - утверждал фран-цузский мыслитель 17 века Вовенгарг. “Жизнь есть величайшее благо, дарованное Твор-цом .Смерть же есть величайшее и последнее зло ”- утверждал Бердяев.
Проблема смерти приобретает центральное значение и у Фрейда. И центральной яв-ляется именно проблема смерти, связанная неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и са-мый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обы-денностью и пошлостью жизни. Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть - предельный ужас и предельное зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.
Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельст-вующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В бесконечном време-ни смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности. Но между жизнью во време-ни и жизнью в вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь пу-тем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью. Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыс-лица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.
Не низменный страх, но глубокая тоска и ужас, который вызывает в нас смерть, есть показатель того, что мы принадлежим не только поверхности, но и глубине, не только обыденности жизни во времени, но и вечности. Вечность же во времени не только притя-гивает, но и вызывает ужас и тоску. Смысл смерти заключается в том, что во времени не-возможна вечность, что отсутствие конца во времени есть бессмыслица.
Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жиз-ни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распростра-няющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и час-тичное умирание человеческого тела и человеческой души.
Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный. Стремление к вечности всего бытия есть сущность жизни. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.
Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой злой стра-сти. Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует. Смерть есть злой ре-зультат греха. Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира, она есть возврат к изначальному небытию.
''Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жиз-ни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни. Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.''
Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней фи-зической боли или печальному умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедитель-ным, чем если бы он поступил любым другим образом.
Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходи-мую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, кото-рая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособ-ленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек во-обще никогда не появился бы.
Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчер-кивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о сущест-венном братстве людей, которое существует, несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.
Смерть, которая порождается природной закономерностью и к которой человек при-говаривается биологическим процессом, есть самое индивидуально-личное в человеке. И она есть, прежде всего, прекращение сообщений с другими людьми и с жизнью космоса. Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть са-мое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.
Парадокс смерти имеет в мире не только этическое, но и эстетическое свое выраже-ние. Смерть уродлива, и она есть предельное уродство, разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших элементов материального мира. И смерть пре-красна, она облагораживает последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самы-ми первыми, она побеждает уродство пошлости и обыденности. Смерть - это предельное зло, благороднее жизни в этом мире. Красота, прелесть прошлого связана с облагоражи-ва

Реферат Смерть как философская проблема

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация