Реферат Правовые основы оказания платных медицинских услуг по юридическим наукам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Юридические науки / Реферат Правовые основы оказания платных медицинских услуг

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Правовые основы оказания платных медицинских услуг

Предмет:Юридические науки.
Кол-во страниц:27.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

§ 1. Правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями 3
§ 2. Основания и порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями 8
§ 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан, при оказании платных медицинских услуг 16
Список источников и литературы 23
Приложение № 1 24
Приложение № 2 26

§ 1. Правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями
Конституция РФ провозглашает - "Каждый имеет право на охрану здоровья и меди-цинскую помощь''. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учрежде-ниях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствую-щего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41). Более подробно данное положение раскрывается в ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы) . В числе прочих факторов, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья, абз. 1 указанной статьи Основ называет "Предоставление населению доступной медико-социальной помощи", возможность требования которой описывается в ст. 20 Основ - "Право граждан на медико-социальную помощь". Таким образом, в число элементов гражданской правоспособности всякого гражданина России входит возмож-ность обратиться в специализированную организацию с требованием об оказании меди-ко-социальной помощи в целях восстановления утраченного или поврежденного здоро-вья.
Медико-социальная помощь оказывается соответствующими специалистами в ме-дицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здраво-охранения, а также в организациях системы социальной защиты населения при заболева-нии, утрате трудоспособности и в иных случаях. Условия и объем предоставляемой бес-платной медицинской помощи определяются в соответствии с программами государст-венных гарантий. Дополнительные медицинские и иные услуги оказываются гражданам на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предпри-ятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запре-щенных законодательством РФ.
При обращении за медицинской помощью в рамках программы обязательного ме-дицинского страхования гражданин имеет статус выгодоприобретателя по договору обя-зательного медицинского страхования, заключенному между страховой организацией (страховщиком) и работодателем гражданина (страхователем). Данный вывод следует из содержания норм ст. 4 и 6 Закона о медицинском страховании : здесь гражданин назван застрахованным лицом, что, конечно, тоже правильно, но не отражает главное в его ста-тусе. Главное же состоит в том, что застрахованный гражданин, обратившийся в меди-цинскую организацию, вправе требовать от нее предоставления медицинских услуг, со-ответствующих по объему и качеству условиям страхового договора, причем независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, т.е., как было сказано, имеет статус выгодоприобретателя.
При обращении за медицинской помощью в рамках программы добровольного ме-дицинского страхования гражданин имеет статус страхователя по данному договору и, следовательно, вправе потребовать оказания медицинских услуг в соответствии с усло-виями этого договора.
Основные положения, регламентирующие права и обязанности по договору оказа-ния медицинских услуг, содержатся в ст. 779 - 783 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Итак, заключен договор возмездного оказания услуг. Имея в виду то, что заказчиком ме-дицинских услуг является гражданин и что назначение таких услуг состоит в удовлетво-рении его личной потребности (в восстановлении здоровья), следует заключить, что к до-говору оказания возмездных медицинских услуг применяются следующие установления ГК РФ: а) правила о бытовом подряде (ст. 730 - 739); б) общие положения о подряде (ст. 702 - 729); в) нормы о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на слу-чай передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503 - 505) - в силу ст. 739 ГК РФ о правах заказчика в ситуации ненадлежащего оказания или неоказания услуг.
Последнее обстоятельство позволяет заключить, что в части, не урегулированной ГК РФ, права заказчика в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг оп-ределяются также нормами ст. 1 - 17 и 27 - 39 Закона о защите прав потребителей.
Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребите-лей" предоставляют гражданам широкий спектр охраняемых законом прав и свобод, свя-занных с реализацией услуг по возмездному договору. Одной из важнейших норм здесь является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя (ст. 1095 ГК). Из этой нормы вытекает также очень важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги дока-жет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить по-требителю убытки. В сфере обычных бытовых услуг, где сам гражданин вносит деньги в кассу исполнителя (например, в прачечной или в телеателье), возмездный характер этих отношений ни у кого не вызывает сомнений. В таких случаях суды без колебаний приме-няют Закон "О защите прав потребителей", что обеспечивает максимальную правовую защиту пострадавшему. Но в сфере государственного и муниципального здравоохране-ния, где оплата за пациента обычно проводится через систему обязательного медицин-ского страхования (ОМС), возмездность оказания таких медицинских услуг не столь оче-видна. Ввиду этого при рассмотрении "врачебных" дел суды по-разному толкуют указан-ные нормы ГК и Закона "О защите прав потребителей", не всегда применяют их в целях защиты пострадавшего пациента, что неоправданно снижает степень правовой защищен-ности граждан в отношениях с монопольной системой здравоохранения.
К сожалению, в ГК и в названном Законе пока отсутствует ключевое положение о том, что медицинские услуги, оказываемые в государственных и муниципальных учреж-дениях на официальной основе, пусть даже бесплатно для самих граждан, являются ва-риантом возмездного договора и на них распространяются нормы ГК и Закона "О защите прав потребителей".
Между тем Конституция РФ и гражданское законодательство содержат однознач-ное, совершенно определенное указание на возмездный характер таких отношений. Правда, оно представлено в разрозненном виде, поэтому для доказывания данного тезиса требуется применение сложного юридического инструментария.
В ст. 41 Конституции РФ записано: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Следова-тельно, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здраво-охранения уже не является безвозмездной. По смыслу ст. 1095 ГК, эта статья должна применяться в случаях оказания услуг в потребительских целях. Согласно легальной трактовке, содержащейся в преамбуле Закона "О защите прав потребителей", потребите-лем считается "гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель-ности"; исполнителем же считается "организация... оказывающая услуги потребителям по возмездному договору". Следовательно, "услуга, оказанная в потребительских целях", должна отвечать четырем критериям: являться собственно "услугой"; оказываться граж-данину (а не юридическому лицу); использоваться для личных нужд гражданина; должна быть оказана исполнителем по возмездному договору.
Здесь необходимо сделать отступление и выяснить еще один вопрос: какие услуги следует считать медицинскими? В большинстве ситуаций квалификация услуг в качестве медицинских не возбуждает каких-либо сомнений. Но существуют и иные случаи, на-пример, к категории следует причислить услуги стоматологов по полной замене "род-ных" (причем здоровых) зубов искусственными, услуги косметических салонов и иных учреждений, осуществляющих "подтяжку" кожи и другие операции, к которым прибега-ют ради совершенствования собственной внешности, услуги специалистов в области та-туировки и пирсинга и т.д? Обобщенно говоря, следует ли относить к числу медицин-ских услуги, оказываемые вне связи с заболеванием? Что является критерием отнесения услуг к числу медицинских - цель их оказания (поправка здоровья) или содержание (на-правленное нарушение целостности человеческого организма или иное вмешательство в биологические процессы его функционирования)? Буквальное толкование нормы абз. 1 ст. 1 Основ позволяет заключить, что таким критерием является цель. Медицинскими признаются услуги, направленные "на сохранение и укрепление физического и психиче-ского здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предос-тавление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья".
Но правильно ли ограничиться выяснением буквального смысла нормы? Ведь со-гласно этой трактовке любая услуга пациенту, выходящая за пределы мер, безусловно и минимально необходимых для поправки поврежденного здоровья конкретного лица, уже не будет медицинской. Безусловно, не попадут в число медицинских услуги, само обра-щение за которыми объясняется исключительно "прихотью" пациента - желанием иметь длинные ноги, "римский" нос, безупречные зубы, молодое тело и т.п. А если подобные услуги не признавать медицинскими, значит, их смогут оказывать лица, не имеющие со-ответствующей квалификации, организации, не получившие лицензии. Иными словами, последствия указанного подхода явно противоречат намерению законодателя. Это свиде-тельствует о том, что буквальное толкование указанной нормы Основ является невер-ным. Услуги надо относить к медицинским, ориентируясь не на цель их оказания, а на их содержание.
Теперь проведем правовой анализ медицинской услуги на предмет ее соответствия критериям, содержащимся в Законе "О защите прав потребителей".
Гражданский кодекс однозначно трактует медицинскую деятельность как оказание услуг (ст. 779 ГК). Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению", ут-вержденному Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г., медицинская деятельность отнесена к разряду "услуги" (разд. 08 "медицинские услуги"), включая, в частности, постановку диагноза, консультации и лечение врачами - специалистами, услу-ги скорой медицинской помощи и т.д.
По направленности воздействия медицинские услуги оказываются всегда для физи-ческого лица, всегда для удовлетворения его личных нужд. Можно ли представить, что какие-либо медицинские услуги оказываются для дальнейшего извлечения прибыли па-циентом? Теоретически в этом смысле так можно расценивать "косметологические услу-ги", оказываемые представителям модельного бизнеса в целях максимального извлечения прибыли за счет результатов этих услуг. Однако разделить личные и "коммерческие" це-ли подобного медицинского вмешательства не представляется возможным. Следователь-но, любую медицинскую услугу следует считать как оказываемую гражданину для удов-летворения его личных нужд.

Реферат Правовые основы оказания платных медицинских услуг

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация