ДИПЛОМ Философия философии МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА по философии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Философия / ДИПЛОМ Философия философии МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

ДИПЛОМ Философия философии МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА

Предмет:Философия.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значи-мостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гума-нистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопро-сом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный рус-ский философ Н. А. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски" ("Самопознание". М. , 1990. С. 47). Тоска, в сущ-ности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пус-тоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед ли-цом трансцендентного. "Всю жизнь, - свидетельствует Н. А. Бердяев, - меня сопро-вождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась" (там же. С. 45). Филосо-фия же "освобождена от тоски и скуки "жизни". Я стал философом... , - пишет он, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства" (Там же. С. 49). И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н. А. Бердяев заключал: "Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла" ("Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" // "Философия свободного ду-ха". М. , 1994. С. 232 - 233).
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубий-ствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B. C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовле-творительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В. С. Со-ловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безус-ловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для челове-ка, а интересы материальной жизни обнаружили между тем все свое ничтожество, то понятно, что ничего более не остается, кроме самоубийства. Причина этого яв-ления, по B. C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновени-ем глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. В. С. Соловьев приходит к выводу о том, что "безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об ис-тине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы выс-шим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... Такие общие воз-зрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и филосо-фии" ("Несколько слов о настоящей задаче философии" // "Сочинения в двух то-мах". Т. 1. М. , 1989. С. 16 - 17). "Историческижизнь народов, - подчеркивал B. C. Соловьев, - определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим ми-ровоззрением" (там же. С. 15).
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от про-дуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исто-рические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении (см. его работу "Исторические дела философии", переопубликованную в журнале "Вопро-сы философии", 1988, 8). Итак, он спрашивает: что же делала философия? И отве-чает: "Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает че-ловека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое на-чало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас за-хочет посвятить себя философии, - говорил он в своей лекции в 1880 году в Санкт-Петербургском университете, - пусть он служит ей смело и с достоинством, не пу-гаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь филосо-фией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным".
К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчужде-ния обращались многие философы XX столетия. Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие инди-виды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзаня-тость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточен-ность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и совершен-ствования ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разго-воры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него может по-требоваться это свое. Постоянная спешка, интенсификация совместного труда при-водят к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встреча-ясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоя-тельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духов-ному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах челове-ческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влия-ние этой безликости на личность человека и т. п. Техницизм и сциентизм подчини-ли себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишен-ной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к кон-формистской личности и тоже негативно действует на философию.
Результатом всего этого явилась мировая война, потрясающая основы человеческо-го бытия. Философия, указывает А. Швейцер, занималась в эти десятилетия всем, только не культурой. Она, невзирая ни на что, продолжала тратить усилия на выра-ботку рационалистического всеобъемлющего мировоззрения в уверенности, что оно поможет решить все проблемы. Философия не задумывалась над тем, что ми-ровоззрение, зиждущееся только на истории (политике) и естественных науках и соответственно лишенное таких качеств, как этичность, всегда будет оставаться "немощным" мировоззрением, которое никогда не сможет породить энергию, не-обходимую для обоснования и поддержания идеалов культуры. "В итоге филосо-фия так мало уделяла внимание культуре, - отмечает А. Швейцер, - что даже не за-метила, как и сама вместе со своим временем все больше сползала к состоянию бескультурья. В час опасности страж, который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул" ("Культура и этика". М, 1973. С. 39 - 40).
Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является, по А. Швейцеру, философия, причем не всякая, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием. Мировоззренческие (в под-линном смысле слова) идеи "заключают в себе все, - говорит он, - что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначении человечест-ва; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность" (там же. С. 83).
Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: "Для общества, как и для индиви-да, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение выс-шего чувства ориентирования" (там же. С. 82).
Таково существо гуманистической функции философии. Мы довольно полно, как нам представляется, привели соответствующие рассуждения по этому вопросу трех выдающихся философов: B. C. Соловьева, Н. А. Бердяева и А. Швейцера. Мы об-ратились к ним не случайно: все они - представители гуманистической линии в фи-лософии, лучше других, как нам кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии.
Мы рекомендуем студентам подробнее познакомиться с названными выше труда-ми этих философов. Кроме этого, предлагаем поразмыслить над идеями, содержа-щимися в книгах С. Л. Франка "Смысл жизни", 1926 г. (см. издание: Франк С. Л. Духовные основы общества. М. , 1992) и Е. Н. Трубецкого "Смысл жизни", 1918 (см. его книгу с этим же названием, изданную в 1994 г. ).
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критиче-ская подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представ-лений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь одного момента - общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений филосо-фии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются од-нозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политиче-ский режим - следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробны-ми рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социаль-ного равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного по-лицейского надзора). Однако, наличие в этих философских системах тех или иных учений о государственном устройстве столь же мало говорит о полной выводимо-сти таких взглядов из философской онтологии, гносеологии или даже из социаль-ной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма жи-вотного, имевших место у философов вплоть до первой половины XIX века. Как в последнем случае наличие "натурфилософии" объясняется неразвитостью теорети-ческой сферы биологии и в то же время необходимостью умозрительного решения конкретных проблем, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства:

ДИПЛОМ Философия философии МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация