Развитие творческих способностей младших школьников по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Развитие творческих способностей младших школьников

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Развитие творческих способностей младших школьников

Предмет:Педагогика.
Цена:800 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческих
способностей учащихся начальных классов
1.1. Проблема развития творческих способностей учащихся начальных классов в образовательном процессе в свете модернизации российского образования
1.2. Тезаурусное поле «Развитие творческих способностей учащихся
начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности»
1.3. Базовые принципы развития творческих способностей учащихся
начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
2.1. Критерии, показатели, уровни сформированности творческих
способностей учащихся
2.2. Пути и средства развития творческих способностей учащихся
2.3. Уровни педагогической коррекции творческих способностей учащихся
Заключение
Список литературы
Приложения











ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельства-ми. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески под-ходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать сущест-вующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем твор-чества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
В условиях социальных и экономических преобразований, качественных изменений современного общества резко возрастает потребность в людях, ко-торые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоя-тельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют совре-менным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для ко-торой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)», в Концепции художественного об-разования в Российской Федерации» и в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы дела-ется акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализа-цию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельно-сти. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образо-вания является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъект-ный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации деятельности по развитию творческих спо-собностей учащихся, способствующей накоплению творческого опыта млад-ших школьников, как основы, без которой самореализация личности на после-дующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыс-лительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отмечается, что доми-нирующей целью образования является развитие таланта ребенка и формирова-ние творческой личности. В связи с этим модернизация Российского образова-ния предполагает введение художественно-изобразительной деятельности на начальной ступени общего образования. Анализ Концепции реформирования образовательной системы России позволяет отнести художественно-изобразительную деятельность к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, когда образование обеспечивает человеку понимание самого себя и окружающей среды, дает возможность всем без ис-ключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.
Большое значение для методологического обоснования проблемы имеют
психолого-педагогические труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Л.М. Фридмана и др. Проблема творческой одаренности нашла свое отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, З.Ю. Калмыко-вой, Б.М. Кедрова, A.M. Матюшкина и др. Педагогические идеи развития твор-ческих способностей учащихся в различных аспектах исследовались как отече-ственными учеными (Т.А. Абрамова, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, Г.С. Альт-шуллер, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Ю. Козырева, И.С. Кон, Т.И. Шамова и др.), так и зарубежными учеными (Э. Де Боно, Ф. Баррон, Дж. Гауэм, Р. Стернберг, Д. Льюис и др.).
В экспериментальных психологических исследованиях Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А.А. Леонтьева и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. Вместе с тем отмечаем, что младшему школьнику для обеспечения эффективного продвижения в развитии креатив-ных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятель-ности.
В значительной степени исследование опирается на работы М.С. Гафиту-лина, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, А.В. Усовой и др., в которых рассмотре-ны различные аспекты творческой деятельности педагогов и учащихся.
Основой для определения особенностей творческой деятельности уча-щихся младшего школьного возраста служат труды известных российских пе-дагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Да-выдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат и др.
Способы управления творческими процессами интеллектуальной дея-тельности личности и технологии диагностики креативных способностей уча-щихся рассмотрены в работах И.П. Подласого, П. Торренса, Е.Е. Туник, Л.И. Шрагиной и др.
Отдельные аспекты проблемы творческого развития личности исследу-ются в практике работы инновационных школ (А.Н.Тубельский, В.И. Андреев,
Ш B.C. Библер, С.Ю. Курганов, В.А. Караковский, Г.Л. Каспржак и др.). Таким
образом, в науке и практике созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития творческих способностей учащихся.
Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются ре-альными потребностями системы отечественного образования и существую-щими противоречиями между:
- предъявляемыми современными требованиями к качеству выпускника школы и отсутствием у большинства творческих способностей;
- признанием приоритета художественно-изобразительной деятельности в развитии личности и внедрением государственных образовательных стандартов и жесткими требованиями к их выполнению, что разрушает целостность про-цесса образования и развития личности;
- тем, что художественно-изобразительная деятельность является эффек-тивным средством, за счет которой в содержании и организации образователь-ного процесса более полно учитываются интересы и склонности учащихся младших классов, создаются условия для их обучения в соответствии с их спо-собностями и талантом, что в дальнейшем обуславливает перспективу продол-жения образования.
Вышесказанное определило тему исследования: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности».
В связи с тем, что продуктивной деятельности человека всегда предшест-вует процесс творческой активности, которая не может идти иначе, как по об-щим законам развития систем любой природы, анализ и обобщение теоретиче-ского базиса феномена творчества, концептуальное его моделирование позво-лят продвинуться на путях интенсификации развития творческих способностей, разработать технологии проектирования и организации процессов образования в данном аспекте, наработать новые элементы технологического содержания образования, создав, тем самым, условия повышения его качества и эффектив-ности.
Объект исследования: педагогические условия в совокупности методоло-гических принципов, образовательных подходов, средств, методов и форм орга-низации учебного процесса в процессе художественно-изобразительной дея-тельности учащихся.
Предмет исследования: и педагогические условия и механизм развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Цель исследования - раскрыть теоретико-методологические основы раз-вития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности, определить пути формирования развивающего-ся отношения личности обучаемых к творческой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельно-сти будет результативным, если:
- обучение школьников осуществляется в рамках комплексной системы развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности;
- учитывается дифференциация и индивидуализация развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности;
- система развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности обеспечена организа-ционно-педагогическим, дидактическим и научно-методическим сопровожде-нием.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования реша-лись задачи исследования:
1. Определить и охарактеризовать теоретико-методологические основа-ния системы развития творческих способностей младших школьников.
2. Выявить критерии и показатели, характеризующие уровни развития творческих способностей младших школьников.
3. Разработать тезаурусное поле «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной дея-тельности».
4. Разработать организационно-функциональную модель, содержание и технологическое обеспечение системы развития творческих способностей младших школьников.
5. Спроектировать оценочную систему развития творческих способностей младших школьников.
6. Выработать научно-методические рекомендации, направленные на достижение результативности системы развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельно-сти.
Методологической основой исследования являются совокупность фило-софских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуаль-ные подходы к осуществлению процесса развития творческих способностей личности; положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в школьном возрасте; концепции профильного обучения; системный и структур-но-функциональный подходы; концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Теоретической основой исследования являются: научные подходы к изучению педагогического процесса Г.Б. Корнетова и И.А. Колесниковой; кон-цепции творчества в философском (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, П.А. Флоренский Р.Штейнер и др.), психологическом (К.А. Аб-дульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Пет-ровский, Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн, и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова и др.); теории учебной деятельно-сти (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Элько-нин и др.); теории креативности (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Н.В. Дру-жинин, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Е.Л. Яковлева и др.); закономерности развития творческих способностей (А.Г. Асмолов, Г.А. Глотова, Б.М. Кедров, А.Н. Лук, Б.М. Теплов), концепции развивающего обучения (О.Н. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.),
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
- изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетиро-вание, тестирование, педагогиче

Развитие творческих способностей младших школьников

Цена: 800 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация