Курсовая Обращение к религии по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Курсовая Обращение к религии

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Обращение к религии

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:36.
Цена:300 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Содержание

Введение……………………………………………………………………. . 3
1. Психология «обращения»……………………………………………. . . . . 5
1. 1. Мотивы обращения к религии……………………………………. . . . 5
1. 2. Способы «обращения»………………………………………………7
2. Психологические механизмы внушения и убеждения……………. . …. . 9
2. 1. Методы убеждающего воздействия………………………………. . 9
2. 2. Структура убеждающего воздействия……………………………. 11
2. 3. Внушение……………………………………………………………. 14
2. 4. Особенности религиозного общения………………………………32
Заключение……………………………………………………………. . . …. . 34
Список использованной литературы…………………………………. . . . . . 37





















Введение

На протяжении трех последних десятилетий в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затрону-ли все сферы жизнедеятельности – от экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца ХХ века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопро-вождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности: отказ от офици-альной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность запол-нения образовавшейся идеологической пустоты.
Таким образом, стремительный процесс модернизации российского об-щества на рубеже ХХ-ХХ1 веков привел к своеобразному «религиозному ре-нессансу».
Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влия-нием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникаю-щий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества опре-деляет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совер-шенно новым религиозным движениям, частично пришедших к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных рели-гиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиоз-ным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функ-ционируют без государственной регистрации. Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих.
Вместе с тем, все более заметным становиться навязывание религиозных идей. В этих условиях особенно остро стоят проблемы психологии «обраще-ния», а так же механизмы воздействия на сознание верующих. Следовательно, рассмотрение этих механизмов является важным, а значит, тема данной работы является актуальной.
Целью данной работы является рассмотрение психологии «обращения», а так же механизмов общения, внушения и их воздействия на сознание, и пове-дение верующих.
Задачи работы:
- рассмотреть психологию «обращения»;
- дать представление о психологических механизмах внушения и убежде-ния.






















1 Психология «обращения»

1. 1 Мотивы обращения к религии

Многочисленные социологические опросы и специализированные соци-ально- экономические исследования позволяют дифференцировать религиоз-ную психологию масс, вычленить группы верующих, чья религиозная общ-ность строится на различных мотивах обращения к религии. Именно мотив об-ращения стоит в центре той массы, которая психологически формируется во-круг церкви. Существует шесть достаточно очевидно различающихся между собой мотивов - соответственно, можно говорить о шести вариантах религиоз-ной психологии масс.
Первая группа верующих - люди, для которых религия выступает как форма познания мира. Обычно это крайне малообразованные люди, просто не имеющие никакой иной «картины мира» Зато они очень хорошо знают библей-скую онтологию, всю мифологическую основу религии. Сотворение Богом ми-ра и человека, наличие рая и ада, загробной жизни являются для них достаточ-но реальными вещами.
Ко второй группе относятся верующие, основным мотивом для которых выступает ожидание райского блаженства после смерти. Такой мотив порож-дается тяжелыми условиями жизни, множеством неудовлетворенных потребно-стей, а так же страхом смерти. Как известно, в большинстве религий описание рая как раз и наполнено самыми приятными вещами. Коран, рожденный в за-сухе Аравийской пустыни, учит о рае: « В нем реки из воды, не портящейся, и реки из молока вкус, которого не меняется, и реки из вина, приятного для пью-щих; реки из меду очищенного» (Коран,1963). Из всей религиозной теории эти верующие лучше всего знают и помнят положения о бессмертии души и суще-ствования загробной жизни. Страх смерти, хотя и не всегда в осознанной фор-ме, занимает значительное место в сознание современных верующих. Избе-жать её для тела невозможно – значит, следует утешаться бессмертием души.
Третью группу верующих в религии интересует не вера в сверхъестест-венное, а сам по себе религиозный культ. Мотивом их участия в культовых действиях является не столько вера в то, что с их помощью они могут воздейст-вовать на сверхъестественные силы, удовлетворение потребностей в общении, в идентификации себя с определенной большой группой, которое дает такое участие. Как правило, это одинокие люди, не нашедшие свое место в тех груп-пах, к которым они объективно принадлежат в светской жизни, глубоко пере-живающие феномен отчуждения. Обычно они плохо знают религиозные дог-маты – кроме тех, которые касаются культовых действий. Число таких людей нарастает по мере маргинализации общества.
Для четвертой группы верующих характерна убежденность в необходи-мости религии для сохранения человеческой нравственности. Особенно много таких людей среди мусульман, жизнь которых почти полностью регламенти-рована шариатом – основанном на Коране сводом как религиозных, так и мо-ральных, юридических и многих других норм. Основа их религиозности – убеждение, что без религии, без страха божьего наказания, любые общечелове-ческие моральные нормы будут постоянно нарушаться. Главное для них – не участие в религиозном культе, а распространение морально - этических религи-озных принципов.
Пятая реально существующая группа – это верующие « на всякий слу-чай». В современном мире распространена низкая интенсивность веры. Соот-ветственно этому растет число людей, «на всякий случай», время от времени выполняющих основные, наиболее простые предписания религии как бы по традиции, перешедшей от старших членов семьи или референтной социальной группы. Как правило, эти люди редко задумываются о глубинной сущности религиозных предписаний, действуя по принципу: « А вдруг Бог действительно есть?».
Наконец, в качестве шестой группы часто выделяются люди, маскирую-щиеся под верующих. Речь идет о манипуляторах, хотя есть и такие, и не о тех, для кого религия является профессией и источником доходов. Такие тоже есть, особенно среди проповедников новомодных сект – не забыт пример главы секты мунистов С. М. Муна чье после вступления в должность президента в 1982 г. объявил себя «пророком», поставленным самим Богом, чтобы спасти страну. Для подтверждения таких заявлений он использовал специально соз-данную его подручными секту «Церковь слова», деятельность которой пре-имущественно состояла в поддержке и оправдании массовых репрессий. Дело, однако, не только в них, а в самой возможности манипулирования верой. Приведённый выше пример - явно из области прикладной политической психо-логии в той её части, которая изучает манипуляции массовым сознанием в по-литических целях.
Серьезная же проблема заключается в том, что в странах, где принад-лежность в той или иной религии служит критерием политической и социаль-ной «благонадежности», основным, а иногда и единственным мотивом обраще-нии к религии является стремлением приобрести более высокий социальный статус. Естественно, именно за этим статусом они и идут в церковь. Не нами сказано: « Париж стоит мессы!»
Разумеется, перечисленные группы, и различия между их представите-лями носят во многом условный характер. Они далеко не исчерпывают всех возможных мотивов обращения к религии, не исключают и существование смешанных типов - верующих, религиозность которых определяется одновре-менно несколькими мотивами. Однако даже такой, самый первичный анализ религиозной мотивации представляется вполне продуктивным для более глубо-кого осмысления той реальности, которую принято обозначать как «религиоз-ную психологию масс» [12. С. 253-254].



1. 2 Способы «Обращения»

Среди них можно выделить следующие:
1) небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки : « приходи на обед - проведи в общине выходные – останься ещё на недельку – отдай нам свои деньги»;
2) новичка постоянно уверяют в том, что принятии идеологии Церкви наилучшим образом решит любые его личные проблемы;
3) сила групповой динамики: здесь значение имеют и количество, и личное обаяние и обходительность членов общины, вступающих в личный кон-такт с обращаемым;
4) отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка посто-янно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными меро-приятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями;
5) позитивное подкрепление (улыбки, вкусная пища, внимание и забо-та, уделяемые гостю общины и т. д. )
Не думайте, что комплексом из нескольких приемов межличностного влияния умеют пользоваться только последователи религиозных культов. Можно провести параллели между обращением в новую веру и тем, как Ассо-циация Анонимных Алкоголиков возвращает многих горьких пьяниц к трезво-му образу жизни и удерживает их от рецидивов пьянства (Calanter, 1989). Именно в этой широко известной группе самопомощи эффект принятия чело-веком строгих принципов здорового образа жизни достигается с помощью всех разновидностей уступок и группового убеждения. Немалое влияние постоянно оказывают друг на друга члены крепко сплоченных спортивных команд. Нега-тивный пример комплексного использования приемов влияния – террористиче-ские организации, способы вербовки в которые зачастую напоминают методы мунистов. Для экстремисткой группировки иранских террористов отличным «материалом» может стать четырнадцатилетний юнец – шиит, воспитанный в строгих традициях ислама, где мученичество – не что иное, как прямая дорога к Господу [9,С. 77-79].

1. Авторитетность источника информации;
2. Доверие к нему;
3. Отсутствие сопротивления к внушаемому воздействию.
Отличительные особенности внушения:
1. Внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);
2. Внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздей-ствие;
3. Внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике;
Условия эффективности убеждающего воздействия:
1. Содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного разви-тия личности;
2. Убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3. Убеждение является последовательным и доказательным;
4. Убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
5. Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
6. Убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
7. Заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
1. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельно-сти убеждаемого;
2. При убеждении, принимающий информацию, делают выводы само-стоятельно;
3. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Особую роль играет религиозное общение – личные, эмоционально на-сыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реал

Курсовая Обращение к религии

Цена: 300 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация