Курсовая Адаптация уволенных в запас по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Адаптация уволенных в запас

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Адаптация уволенных в запас

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:33.
Цена:300 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке 5
Глава 2. Проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас 14
Глава 3. Исследования механизмов и особенностей адаптации граждан, уволенных с военной службы и пути помощи данной категории населения 24
Заключение 31
Список литературы

Введение

В наш век, полный различными экономическими и социальными потрясениями, всё большее внимание уделяется вопросам социально-психологической адаптации личности к меняющимся условиям жизнедеятельности. Особое внимание уделяется проблемам социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. С 1992 года началось реформирование и сокращение Вооруженных Сил РФ, которое затрагивает судьбы сотен тысяч кадровых военнослужащих. Многие из них вынуждены расставаться с Вооруженными Силами и адаптироваться в новой социальной среде - гражданской жизни. Все это происходит на фоне глубоких перемен в обществе, обострения многих социальных проблем: непрерывного роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, постоянного сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации населения по уровню доходов.
За последние годы в направлении социально-психологической адаптации предприняты активные действия: внедряются новые формы и технологии социальной работы с гражданами уволенными с военной службы; перестраивается пенсионная система; принят и начал действовать новый Трудовой кодекс; развивается система переподготовки и повышения квалификации бывших военнослужащих.
В основу реформ, проводимых в области социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, положен принцип адресной направленности социальной помощи, сутью которой является конкретизация сосредоточения государственных ресурсов на удовлетворение потребностей для тех, кто наиболее нуждается в этой помощи.
Среди проблем, с которыми сталкиваются граждане, уволенные с военной службы по контракту, - вопросы занятости и профессиональной переподготовки, обеспечение жильем; низкий уровень социальной обеспеченности, падение экономической стабильности, психологическая адаптация, социальная реабилитация и т.д.
Адекватное решение вопросов социально - психологической адаптации военнослужащих как важнейшей части комплексной проблемы их социальной защищенности, имеет сегодня не узкоспецифическое и даже не институциональное, а общесоциальное значение и настоятельно требует разработки новых подходов в изменившихся социально - политических и экономических условиях.
В настоящее время в России практическая реализация социально - психологической адаптации бывших военнослужащих и членов их семей только начинает складываться. Как и любое новое для общества направление социальной политики, оно не определило своего устойчивого места в сложившейся системе социальных отношений, что связано как с недостаточной разработанностью научного обеспечения, так и с недостатком подготовленных кадров. Кроме того, остро стоит вопрос о разработке организационных моделей деятельности социальных служб, психологического и методического обеспечения деятельности работающих в них психологов, медиков и социальных работников.
Острота и высокая общественная значимость перечисленных выше проблем, их недостаточная научная разработанность определили во многом тему данного исследования.
Проблема данного исследования состоит в определении и раскрытии понятия социально-психологической адаптации и в изучении особенностей её протекания у военнослужащих, уволенных в запас.
Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации граждан, уволенных из рядов вооруженных сил РФ.
Предметом исследования являются проблемы социально-психологической адаптации бывших военнослужащих.
Цель данной исследовательской работы изучить литературу по данной проблематике, обобщить и систематизировать изученный материал.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам социальной - психологической адаптации посвящено большое количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых по общей и социальной психологии [С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, К.А.Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, И.С.Кон, В.В. Новиков, Е.С.Кузьмина, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.П. Фетискин]; гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франки, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев]; социальной работе [Е.И. Холостова, В.В.Козлов, Н.Ф. Дементьева]; психоанализе [З.Фрейд, А. Адлер, М.М.Решетников]; военной психологии [А.Д. Глоточкин, М.И.Дьяченко, Б.Колодзин, К.К. Платонов, М.П.Коробейников, А.Ф. Шикун].


Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке

Изучение проблемы социально-психологической адаптации личности или группы к новым жизненным условиям требует подробного рассмотрения состояния проблемы адаптации в социальной психологии, анализа содержания понятия, как «социально-психологическая адаптация». Не претендуя на полный анализ и освещение указанного понятия, попробуем их рассмотреть в той мере, в какой оно помогут нам раскрыть вопрос о специфике адаптации личности/группы в новых условиях существования.
В многочисленном потоке литературы адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [9. С.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией [20, 23].
Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек [11].
Другими словами, адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. В работах данного направления больший акцент ставится на личность, именно ей отводится решающая роль в процессе адаптации. Вместе с тем можно назвать работы по проблеме адаптации, объектом исследования которых является группа как активный участник адаптивного взаимодействия, а не как среда, к которой приспосабливается человек. В этом качестве ее характеризует так называемая «адаптирующая способность группы» [35. С.56].
Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.
Среди большого количества разрабатываемых учеными проблем адаптационного процесса, пожалуй, наиболее интенсивно изучалась проблема социальной адаптации рабочего на производстве. Недаром начиная с 70-х годов в социальной психологии равнозначно применяются два понятия «социальная адаптация» и «производственная адаптация». «На тождественность использования данных терминов указывает тот факт, что как в той, так и в другой исследователями выделяются две отдельные составляющие: профессиональная и социально-психологическая адаптация» [2. С. 16].
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Для нашего теоретического исследования проблем социально-психологической адаптации особенно важны выводы этих ученых о том, что «адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» [15. С.219]. Социально-психологическая адаптация личности в данном случае определяется «степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил» [18. С.203].
Изменение социокультурной среды это наиболее сложная проблема с который сталкиваются военнослужащие, которые увольненяются в запас. Анализ теоретических подходов к адаптации личности/группы к иной этно- и социокультурной среде показывает, что вхождение индивидов в иную культуру, как правило, сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым «культурным шоком». Культурный шок – это шок от встречи с новой и незнакомой культурой. Он почти всегда ощущается как неприятный отчасти потому, что он неожидан, а отчасти потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры .
Культурный шок может играть позитивную роль и в том случае, когда первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, служит источником саморазвития и культурного роста.

Курсовая Адаптация уволенных в запас

Цена: 300 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация